Суд зрителя. Беседу вел Е. Осетров
– Александр Евдокимович, проходя сегодня по улицам Киева, я видел афиши с названиями пьес «Гибель эскадры» и «Платон Кречет». Эти же названия постоянно встречаем мы в Москве и Ленинграде, других городах. Ваши пьесы смотрели десятки тысяч зрителей. Много лет работая для театра, вы, конечно, интересуетесь состоянием репертуара и знаете, что в последнее время режиссеры постоянно жалуются на малочисленность художественно-выразительных пьес. Такого же рода сетования довольно часто появляются и в нашей прессе.
Какого мнения вы о состоянии драматургии наших дней? Не переживаем ли мы, как иногда говорят, своеобразный репертуарный голод?
– Если мы вспомним эпохи, когда были созданы замечательные драматические произведения, то и тогда раздавались – устно и в печати – голоса недовольства состоянием репертуара, связанного с современностью. Еще Станиславский говорил, что самое трудное для театра – показать современные образы в правдивом, глубоком воплощении.
Мы постоянно и справедливо пишем о невиданном взлете отечественной науки, о том, что весь мир восхищается достижениями наших людей в освоении космоса. У литературы и искусства – свой космос. Этот космос – человеческая душа. Убежден, что мы этот космос осваиваем успешным образом, что наша многонациональная литература идет вперед.
Особенно меня радует бурный приток в литературу молодежи, заявляющей о себе наилучшим образом. Но, говоря о молодежи, нельзя забывать, что ее успехи подготовлены средним и старшим поколениями. Критика, к сожалению, этого важного, решающего обстоятельства часто не учитывает.
Смелость художественного мышления молодого поколения связана с поступательным движением всей нашей жизни, с теми преобразованиями, которые произошли в действительности. Отрадно, что молодые пожинают плоды, которые для них выращивали отцы и старшие братья. Но и у молодого литературного поколения существуют заботы и задачи, которые так же трудны, как и проблемы, которые решались, скажем, в 20-х или 30-х годах.
Я говорю эти очевидные истины потому, что в критике появляются не очень зрелые суждения о спорах «отцов» и «детей», об особой смелости, присущей лишь молодому поколению. Печальное заблуждение! Я хорошо знаю, например, прототипов героев «Гибели эскадры», людей легендарного мужества и духовной красоты… Помните, как в эпилоге пьесы один из героев берет знамя своего обреченного на гибель корабля и говорит: «Я пронесу это знамя через огонь и смерть». И если мы обратимся к действительности, то убедимся, что рядовой революции сдержал свое слово. Разве можно сказать, что это человек робкого десятка? Перед нами один из тех, про кого сказано в известных тихоновских стихах: «Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей».
Своего Платона Кречета, человека 30-х годов, я не могу считать малодушным героем; нет, мужество, стойкость и выносливость – главные свойства характера хирурга. Считаю излишним говорить о мужестве персонажей «Фронта», о той борьбе, которую они ведут против косности и рутины в военных условиях.
– Но вы, очевидно, не будете отрицать, что молодые писатели, развивая традиции старших, принесли в литературу много смелости и задора, а нередко и новый взгляд на общепринятое…
– Творческая раскованность молодежи, о которой вы говорите, – это следствие терпеливой, нелегкой многолетней работы старшего поколения. Вся общественная атмосфера современности способствует развитию творческих сил народа. Историческое значение для жизни страны имели решения съездов партии, решительное искоренение злоупотреблений властью, волюнтаризма. В нашей стране созданы материальные предпосылки для успешной творческой работы народа, художественной интеллигенции. Высшие учебные заведения воспитали кадры работников науки и искусства, которыми законно гордится советский народ.
Чем была несколько десятилетий назад наша Украина? При слове «Украина» возникали в сознании поля пшеницы и цветущие вишневые сады. Теперь же Украина – это не только хлеб и вишни. Современная Украина – миллионы и миллионы тонн стали, каменный уголь, большая химия, высокоразвитая индустрия…
Вернемся, однако, к теме нашей беседы – к драматургии. Меня подкупает в пьесах молодых лиризм и искренность, стремление обращаться к важным проблемам современности. Молодежь отлично понимает, что драматургия – сложнейший вид литературного творчества, требующий художественных, социальных и нравственных обобщений. Драматургия интересна и важна лишь тогда, когда в картинах и образах передает главную внутреннюю сущность исторического момента жизни народа.
– Этим вы, разумеется, не хотите сказать, что у нас существует благополучнейшее положение с репертуаром? Ведь известно, сколько появляется пустых, мелких и художественно незначительных спектаклей. Творческие коллективы настойчиво ищут значительных пьес и – увы! – далеко не всегда их находят…
– Многие репертуарные беды, которые объективно существуют, я приписываю лености мысли театральных режиссеров и тех, кто занимается подбором пьес для постановок.
С огорчением вижу я, что на многих сценах годами не появляется прославленная классика. Часто ли видим мы на театральных афишах пьесы Горького и Гоголя? Во многих театрах их пьесы не идут совершенно. Это печально.
Одно из незабываемых впечатлений моей жизни – это Шуйский в роли пушкинского Бориса Годунова. Юрий Васильевич много лет подряд выступал в роли Бориса Годунова, и это была эпоха в истории украинского театра. Как же мы можем забывать великие пьесы и отдавать предпочтение скороспелым драматическим поделкам? Почему из театра ушли великие пьесы? Как с этим можно мириться?.. А наша замечательная украинская классика – почему мы так редко видим ее на сцене? Выдающиеся творения должны чаще видеть свет рампы еще и для того, чтобы молодые драматурги учились у мастеров прошлого живому вниманию к неповторимо-индивидуальному, глубине драматических коллизий, социальной наполненности, безупречной бытовой точности. Речь идет о замечательных традициях, которые мы призваны умножать и развивать. Важные и глубокие темы не передать одними эффектными драматургическими приемами. Победы и завоевания в искусстве достигаются глубоким постижением жизни и накопленного человечеством художественного опыта.
– Таким образом, обращение к традициям, развитие и приумножение опыта великих мастеров прошлого – вот что, по вашей мысли, главное на современном этапе…
– В последние годы драматургия открыла новые области содержания. Но, говоря по правде, мы все же робки там, где нужен пересмотр эстетических позиций в области формы. Между тем жизнь идет вперед, и нельзя без конца вливать новое вино в старые мехи.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.