Стихотворение Е. Боратынского «Недоносок» в контексте славянской мифологии
Евгения Боратынского1 весьма занимало бытие духа, отделившегося от тела. Около 1835 года он написал стихотворение «Недоносок». Весной того же года оно было опубликовано в журнале «Московский наблюдатель». В 1842-м Боратынский значительно его переработал, включив в поэтический сборник «Сумерки».
Это стихотворение — знаменитый пример русской философской лирики. Норвежский славист Гейр Хетсо именовал его шедевром [Хетсо 1973: 321, 482].
Не вполне поэтическое слово «недоносок» до того использовалось П. Вяземским и А. Пушкиным как в прямом значении, так и в расширенном. Возможно, Боратынский употребил его как аналог французского avorton, которое означает и «мертворожденный», и «рожденный до срока». Впрочем, в русском языке у этого слова тоже возможны оба значения. Иногда обращают внимание, что в стихотворении Боратынского слово «недоносок» стоит в такой форме винительного падежа, которая указывает на неодушевленность: «…оживил <…> недоносок» (а не «недоноска»). Соответственно, считается, что речь может идти о мертворожденном [Мазур 1999: 142].
В стихотворении говорится о некоем духе, блуждающем меж землей и райскими небесами. Этот странный персонаж вещает:
Я из племени духов,
Но не житель Эмпирея,
И едва до облаков
Возлетев, паду слабея.
Как мне быть? я мал и плох;
Знаю: рай за их волнами
И ношусь, крылатый вздох,
Меж землей и небесами2.
Звуки райских арф звучат для него как дальние отголоски. В ранней редакции текста было сетование, что недоносок не принадлежит к высшим духам: «Духи высшие, не я, / Постигают тайны мира…» Он подобен птице. Когда блещет солнце, ему радостно. А во время бури по нему бьют древесные листы, поднятые с поверхности, и прах земной удушает его. Порой ему смутно слышны и звуки снизу, даже негромкие:
…Плач недужного младенца…
Слезы льются из очей:
Жаль земного поселенца!
Младенца жалко, потому что парящий над юдолью страданий дух предвидит, что может ожидать умирающего ребенка, если взрослые не успеют о нем позаботиться.
Отчего же дух, оторвавшийся от грешной земли и не допущенный в рай, обречен вечно витать в пространстве?
На земле
Оживил я недоносок.
Отбыл он без бытия:
Роковая скоротечность!
Боратынскому не была свойственна прямолинейность замыслов и образов. По-видимому, это стихотворение — развернутая метафора, его определяют также как метафизическое. Оно о скудости земного бытия, ограниченности человеческого одухотворения и роковой скоротечности жизни [Бочаров 1985: 117–119], о ненужности человека в мироздании и бессилии человеческого духа [Семенко 1970: 257–260], о мучительном разладе человеческого существа с возвышенными порывами души и низкой его природой [Саводник 1900: 15–16]. В нем усматривают образное описание судьбы творца-поэта [Гофман 1915: 15; Мазур 1999; Вайскопф 2003: 278–280; Рудакова 2013; Патроева 2019: 71–72] либо одинокого, отчужденного человека [Хетсо 1973: 482–483], причем с отсылкой к личности и мировосприятию автора [Песков 2002: 63–68]. В стихотворении находили отголоски Данте [Мазур 1999: 144–147], Гете [Liapunov 1973; Бочаров 1985: 118; Мазур 1999: 161, прим. 38; Бодрова 2012] и философии Платона. Прослежены переклички с предшествующей русской поэзией, да и с последующей.
- Поскольку статья опирается на текстологию трехтомного «Полного собрания сочинений и писем» [Боратынский 2002–2012], в выборе варианта написания фамилии я также ориентировался на тот, который был избран коллективом ученых, работавших над этим изданием.[↩]
- Стихотворение цитируется по изданию [Боратынский 2002–2012: III], но без сохранения старой орфографии. — В. К.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2024
Литература
Альми И. Л. Метод и стиль лирики Е. А. Баратынского // Русская литература. 1968. № 1. С. 96–106.
Баратынский Е. А. Письма // Баратынский Е. А. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников / Сост. С. Г. Бочаров. М.: Правда, 1987. С. 127–324.
Бодрова А. «Духи высшие, не я…»: к истории текста стихотворения Е. А. Баратынского «Недоносок» // История литературы. Поэтика. Кино: Сб. в честь Мариэтты Омаровны Чудаковой / Ред.-сост. О. Лямина, О. Лекманов, А. Осповат. М.: Новое издательство, 2012. С. 53–62.
Боратынский Е. А. Полн. собр. соч. и писем в 3 тт. / Руководитель проекта А. М. Песков. М.: Языки славянских культур, 2002–2012.
Бочаров С. Г. О художественных мирах. М.: Советская Россия, 1985.
Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. М.: Языки русской культуры, 1999.
Бочаров С. Г. «О бессмысленная вечность!» От «Недоноска» к «Идиоту» // К 200-летию Боратынского: Сб. материалов междунар. науч. конф., 21–23 февр. 2000 г. (Москва — Мураново). М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 127–150.
Вайскопф М. Птица-тройка и колесница души: Работы 1978–2003 годов. М.: Новое литературное обозрение, 2003.
Вятская хроника: изрезанный младенец // Вятские губернские ведомости. 1871. 24 апреля. С. 4.
Гофман М. Л. Поэзия Боратынского: историко-литературный этюд.
Пг.: Государственная тип., 1915.
Долгоруков И. М. Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни… В 2 тт. / Изд. подгот. Н. В. Кузнецова, М. О. Мельцин. Т. 1. СПб.: Наука, 2004.
Журнал путешествия из Москвы в Нижний 1813 года князя И. М. Долгорукова. М.: В Университетской тип., 1870.
Ковельман А. Б. Дух, бытие и свобода: «Недоносок» Баратынского в библейском контексте // Вопросы философии. 2021. № 1. С. 88–99.
Коршунков В. А. Имеют ли душу животные и некрещеные младенцы? Как герой повести Н. Г. Помяловского стал свидетелем создания мифа // Человек. 2010. № 5. С. 122–131.
Левкиевская Е. Е. Полесские поверья о некрещеных детях // Живая старина. 2009. № 4. С. 7–10.
Мазур Н. Н. «Недоносок» Баратынского // Поэтика. История литературы. Лингвистика: Сб. к 70-летию Вячеслава Всеволодовича Иванова / Редкол.: А. А. Вигасин <и др.>. М.: ОГИ, 1999. С. 140–168.
Немирович-Данченко Вас. Ив. Кама и Урал (Очерки и впечатления). <Ч. 2:> Урал. СПб.: Изд. П. П. Сойкина, <1904>.
О найденном в церковном помещении села Мудровского гробике с истлевшим трупом младенца. 1891 // Центральный государственный архив Кировской области. Ф. 237. Оп. 193. Д. 525.
Панфилов А. Ю. Из литературной предыстории стихотворения Е. А. Баратынского «Недоносок» // Самиздат. 2018. 28 октября. URL: http://samlib.ru/p/panfilow_a_j/01cook.shtml (дата обращения: 15.09.2023).
Патроева Н. В. Стихотворение Е. А. Баратынского «Недоносок» и русская поэтическая традиция // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 6–2 (24). С. 153–158.
Патроева Н. В. Судьба недоноска: история «непоэтического» слова в русской лирике // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. 2019. № 19. С. 67–77.
Песков А. М. Е. А. Боратынский: Очерк жизни и творчества // Боратынский Е. А. Полн. собр. соч. и писем в 3 тт. Т. 1 / Ред. А. С. Бодрова, Н. Н. Мазур. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 22–70.
Рудакова С. В. Мотив смерти в поэтическом мире Е. А. Боратынского // Вестник Челябинского государственного университета. Сер.: Филология. Искусствоведение. 2009. № 34 (172). Вып. 36. С. 91–95.
Рудакова С. В. Трагедия человека в «Недоноске» Е. А. Баратынского // Вестник Удмуртского университета. Сер.: История и филология. 2013. Вып. 4. С. 9–16.
Саводник В. Е. А. Баратынский. 1800–1900: Критический очерк. М.: Тов. типо-лит. Владимир Чичерин, 1900.
Семенко И. М. Поэты пушкинской поры. М.: Художественная литература, 1970.
Хетсо Г. Евгений Баратынский: Жизнь и творчество. Oslo; Bergen; Tromsö: Universitetsforlaget, 1973.
Черниговский Д. Н. К истории одного мотива: Е. А. Баратынский и И. М. Долгоруков // Анализ художественного произведения: Сб. научных трудов / Отв. ред. К. Г. Бронников. Киров: КГПИ, 1993. С. 23–30.
Liapunov V. A. Goethian subtext of E. A. Baratynskij’s «Nedonosok» // Slavic poetics: Essays in honor of Kiril Taranovsky / Ed. by Roman Jakobson, C. H. van Schooneveld, Dean S. Worth. The Hague; Paris: Mouton, 1973. P. 277–281.
Sedakova I. Unlived life: The death and funeral of a child in Slavic traditional culture // Folklore: Electronic Journal of Folklore. 2020. Vol. 80. P. 47–68. URL: https://www.folklore.ee/folklore/vol80/sedakova.pdf (дата обращения: 15.09.2023).