№12, 1975/Советское наследие

Становление социалистической литературы в Польше

В последние годы внимание многих польских литературоведов привлекает становление революционно-пролетарской или социалистической литературы в стране в 20 – 30 е годы, в период, когда деятельностью революционных писателей были заложены основы современной литературы Народной Польши. Необходимость систематического изучения и теоретического осмысления художественного опыта пионеров социалистической литературы осознается все более широким кругом критиков и литературоведов. Изучение этой литературы, ее связей с советской культурой является и одной из центральных проблем, в рамках которой развивается сотрудничество польских и советских ученых. В СССР процесс формирования и развития социалистических литератур исследуется на материале многих зарубежных стран (что позволяет выявить как общие закономерности, так и национальную специфику). Назовем такие коллективные труды последнего времени, как «Формирование марксистской литературной критики в зарубежных славянских странах» (1972), «Советская литература и мировой литературный процесс. Изображение человека» (1972), «Новые явления в художественной прозе европейских социалистических стран» (книга выйдет из печати в 1976 году) и другие, в которых значительное место уделено проблемам польской литературы и критики. Широко привлекается материал польской литературы в обобщающих, теоретически глубоких книгах Д. Маркова «Генезис социалистического реализма. Из опыта южнославянских и западнославянских литератур» (1970), «Проблемы теории социалистического реализма» (1975) и других работах.

В последние несколько лет в изучении польской литературы XX века и ее связей с советской наметилась важная и постоянно развивающаяся тенденция к совместным исследованиям польских и советских ученых. Эта тенденция проявляется и в публикациях, и в проведении двусторонних конференций и симпозиумов, и во взаимном участии в мероприятиях, проводимых одной стороной. Начало такого рода исследованиям было положено на советско-польском симпозиуме, проведенном в 1967 году в Москве, в Институте славяноведения и балканистики АН СССР, на тему «Революционная литература Польши 20 – 30-х годов». Над материалами этого симпозиума работала советско-польская редколлегия, и они были изданы отдельной книгой в 1969 году. В дальнейшем советские специалисты участвовали в ряде конференций – в Варшаве («Литература и революция», 1970; «Владислав Броневский», 1972), а польские – в Москве («Сравнительное изучение славянских литератур», 1971; «Революционные традиции и современный этап в развитии литератур европейских социалистических стран», 19741; «Общее и особенное в литературах социалистических стран Европы», 1975).

К 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции Институт литературных исследований ПАН и Институт славяноведения и балканистики АН СССР готовят совместный труд о польско-русских и польско-советских литературных связях, а в 1976 году в Москве состоится очередной советско-польский симпозиум по вопросам развития социалистической литературы в Польше на этапе складывания общности литератур европейских социалистических стран.

К боевой революционной литературе 20 – 30-х годов современные исследователи обращаются прежде всего потому, что традиции этой литературы актуальны и сегодня, более того, в условиях победившего социализма они активно воспринимаются широким кругом читателей, участвуют в жизни современного социалистического общества и в новых свершениях его культуры.

Важное значение приобретает в этой связи обращение польских литературоведов к истории польской марксистской критики 20 – 30-х годов (как в плане использования опыта этой критики для решения многих теоретико-методологических вопросов, по которым идет дискуссия и сегодня, так и с точки зрения процесса формирования и развития в Польше социалистической литературы, неотъемлемой частью которой была прогрессивная литературная критика).

Польская марксистская критика того времени видела новые закономерности литературного развития, проявившиеся в творчестве революционных писателей, и стремилась найти определение, которое отразило бы главные особенности новой литературы, ее новаторство. Реализм нового типа, основой которого стал осознанный принцип коммунистической партийности, – социалистический реализм, формировался в творчестве пролетарских художников 20 – 30-х годов. В 30-е годы марксистская критика, не называя его социалистическим реализмом, считая, что полностью этот термин можно отнести лишь к литературе страны победившего социализма, определяла новый тип творчества как «пролетарский реализм» (Е. Келлерт), «социалистический позитивизм» (И. Фик), «литература пролетарского гуманизма» (Л. Шенвальд), «литература социалистического метода подхода к действительности» (И. Фик), «литература нового гуманизма» (Лурье), «новый без кавычек литературный реализм» (М. Йордан) «.

Во всех этих определениях в той или иной мере обобщался реальный процесс формирования польской литературы социалистического реализма.

Одним из центральных вопросов, решавшихся марксистской критикой в 30-е годы, был вопрос об отношении социалистического реализма к другим художественным течениям, вопрос, не потерявший своей остроты и сегодня. Критики-марксисты исходили из того, что художников социалистического реализма объединяют не формальные признаки, а борьба за новые общественные отношения, новая, социалистическая концепция мира и человека. Марксистская концепция литературы складывалась в тесной связи с теорией общественного развития и вытекала из общих принципов научного социализма. Пролетарская (или социалистическая – эти определения в 30-е годы были тождественными) литература и критика являлись частью общего фронта революционной борьбы. Концепция нового метода предусматривала широкий диапазон художественных стилей и исканий.

Главным в концепции социалистического реализма было выдвижение перед искусством больших общественных целей, принцип верности марксистскому мировоззрению и социалистическим идеалам. «Под пролетарской литературой, – писал И. Фик, – можно понимать единственно и исключительно такую литературу, которая сознательно и целеустремленно участвует в реализации поставленных пролетариатом задач, касающихся ликвидации общественной несправедливости, уничтожения классового строя, проведения общественной перестройки в соответствии с социалистической идеологией, являющейся программой и убеждением борцов за новое, лучшее устройство мира». Важнейшим моментом было требование глубоко изучать и правдиво отражать действительность. И если произведение соответствовало этим основополагающим требованиям, то критиков-марксистов 30-х годов нисколько не смущало наличие в нем «авангардистских» либо сходных с ними стилевых особенностей, свойственных творческой индивидуальности того или иного художника. И. Фик, например, в исследовании «Авангард и авангардисты» дал глубокий анализ авангардизма и выявил содержание, вкладываемое в этот термин представителями разных литературных групп. Он отверг несостоятельные претензии формалистов, считавших единственной задачей писателей развитие литературной техники и выдававших себя за революционеров в искусстве. «Подлинный авангард, – писал И. Фик, – связан с общественным движением, и это является его социальной детерминантой. Новая общественная ситуация вызывает новую организацию человеческих реакций, и это является источником психологических открытий. Наконец, новое содержание требует новых, не искажающих его средств выражения, и здесь открывается поле изобретательности в области художественной экспрессии». В то же время Фик не отвергал с порога художественных исканий авангарда, он тщательно анализировал в его программе и творческой практике те элементы, которые не имели прямого идеологического звучания, но опосредованно отражали «разрыв с пустым пафосом, размазанным сентиментализмом, мистикой, а также требование рационального подхода к миру», «подчеркнутое требование художественной структуры, продуманной и целесообразной во всех частях». В этой связи И. Фик, отвергая авангардистские теории искусства, видел возможность использовать опыт художников авангарда в строительстве новой эстетики и новой литературы.

Теоретический и практический опыт польских марксистов, выступавших в межвоенные годы, не утратил своего значения ни для последующего развития марксистско-ленинского литературоведения в Польше, ни для наших дней. Убедительно свидетельствует об этом книга известного литературоведа, доцента Ягеллонского университета в Кракове М. Стемпеня «С позиций левицы» (Краков, 1974), явившаяся итогом многолетней работы автора по изучению прогрессивной польской критики межвоенного двадцатилетия. «Изучение истории левой2 литературно-критической мысли в межвоенной Польше, – справедливо замечает автор во введении, – является основой для лучшего понимания больших споров о новых путях литературы после 1945 года. Несмотря на перерыв, вызванный войной, дискуссии 1945 – 1948 годов, а также следующих этапов становятся понятными нам как очередные, обогащенные новым опытом, звенья в развитии левой польской литературной критики XX века».

Монография М. Стемпеня содержит исключительно богатый материал, часто совершенно неизвестный ранее историкам литературы, извлеченный автором из труднодоступных или забытых изданий, журналов, архивов. «Пионерским трудом, синтезирующим развитие взглядов польской левицы 1918 – 1939 годов на задачи и облик литературы», назвал книгу М. Стемпеня рецензент «Трибуны люду» В. Навроцкий.

М. Стемпень выделяет в развитии марксистской критики в межвоенной Польше четыре периода. Первый из них – 1919 – 1925 годы, когда литературная дискуссия развивалась под влиянием пролеткультовских теорий и касалась в основном функции и задач пролетарской поэзии. Второй период – 1926 – 1931 годы, когда марксистская критика в Польше выступает с эстетической программой «литературы факта», с установкой на документальность, развитие очерка, фактомонтажа, репортажа под влиянием аналогичных концепций «Лефа» и «Нового Лефа» и в связи с развитием в конце 20-х – начале 30-х годов прозаических жанров польской революционно-пролетарской литературы, которые легче, чем преобладавшая до того времени поэзия, поддавались обобщениям в духе теории «литературы факта». Специфика следующего этапа определялась объединением всех демократических сил в борьбе против фашизма, ленинской политикой компартии Польши в борьбе за создание в стране Народного фронта. В 1932 – 1936 годах в левой критике преодолевались ошибочные, часто вульгарно-социологические эстетические взгляды, утверждались такие, способствовавшие привлечению широких кругов демократических писателей, интеллектуальные ценности, как рационализм, демократизм, гуманизм, уважение к прогрессивным национальным традициям.

Большое значение для развития всей польской литературы, особенно революционной, имел Первый Всесоюзный съезд советских писателей в 1934 году, принятие на съезде программы социалистического реализма, которая была использована в левой критике (в работах И. Фика, С. Бачиньского, Р. Лена, Е. Келлерта и др.) при определении дальнейших путей развития польской литературы. «Программа социалистического реализма была воспринята польской левой и демократической критикой с большим интересом и убежденностью в ее актуальности и для польской литературы, – пишет М. Стемпень. – Ибо программа эта встречала в Польше благоприятную почву, подготовленную требованиями реалистической литературы… Съезд ускорил созревание литературно-критической мысли во многих странах, в том числе и в Польше».

В 1937 – 1939 годах – четвертом периоде, выделяемом М. Стемпенем, – в левой польской литературной критике, особенно в работах И. Фика, М. Йордана, Г. Дембиньского, глубоко и всесторонне разрабатываются вопросы реалистического метода, нового героя и тенденциозности социалистической литературы, художественной формы нового искусства.

В книге М. Стемпеня не только реконструированы прогрессивные традиции польской литературно-критической мысли межвоенного двадцатилетия, но и показана роль марксистской критики в процессе становления литературы социалистического реализма в Польше. Из исследования М. Стемпеня со всей очевидностью вытекает, что социалистический реализм в польской литературе явился естественным следствием общественного и литературного развития, а вовсе не был навязан ей в послевоенные годы, как об этом до сих пор твердят некоторые предвзято настроенные историки литературы.

Исключительно важная роль в становлении социалистической литературы в Польше принадлежала советской культуре. Внимание передовой польской литературной общественности было приковано к Октябрьской революции, к революционным изменениям, происходящим и в области политической, и в области культурной жизни Советского государства. Этому посвящены многие страницы книги М. Стемпеня, об этом же убедительно свидетельствуют исследования, вошедшие в сборник «По ту и эту стороны границы. Из истории польско-советских культурных связей 1918 – 1939 годов» (под редакцией Б. Гальстера и К. Сероцкой, Вроцлав, 1972). Надо сказать, что эта книга, как указывается в предисловии к ней «От редакции», является очередным звеном намеченной цепи исследований польско-русских и польско-советских литературных связей, многие из которых выполняются совместно польскими и советскими авторами.

Статьи, составившие этот том и посвященные связям между польской и русской советской литературой, имеют разный характер и касаются разных аспектов этих связей. В них рассматривается и распространение в Польше советской литературы – драмы, поэзии, произведений отдельных писателей, и вопросы поэтического перевода, контакты видных польских писателей межвоенного периода с советской литературой (на основе дневников, корреспонденции, воспоминаний, прессы). Некоторые статьи посвящены польской теме в советской литературе 1917 – 1939 годов, а также непосредственно связям между творчеством поэтов по обе стороны границы3.

«Все это, – говорится в предисловии к книге, – разумеется, не исчерпывает богатой и все еще недостаточно изученной проблематики». Но и то, что сделано авторами, представляет значительный интерес.

Сборник открывает содержательная статья М. Стемпеня «Отклики на советские литературные программы в левой польской критике 1918 – 1939 годов». Материал этой работы большей частью вошел в книгу М. Стемпеня, о которой речь шла уже выше.

Особое место в сборнике занимает небольшая, кое в чем спорная статья известного польского русиста З. Бараньского «Образ Польши и поляков в русской советской литературе 1917 – 1939 годов». Автор статьи проследил изображение Польши и поляков в творчестве В. Маяковского, Д. Бедного, Н. Островского, И. Бабеля, И. Эренбурга, Н. Асеева, Н. Тихонова, И. Сельвинского и пришел к выводу, что 1917 – 1939 годы были новым этапом в развитии польской проблематики в русской литературе, этапом необычайно трудным и сложным, обусловленным сложной политической ситуацией того времени.

По мнению З. Бараньского, в творчестве русских советских писателей на первый план выдвигается социально-классовый подход в изображении Польши и поляков, но слишком часто при этом используется упрощенная схема, которая не в состоянии передать сложного переплетения социальных и национальных проблем, характерных для жизни Польши в тот период.

  1. Работа этой конференции подробно освещена в «Вопросах литературы», 1975, N 8.[]
  2. То есть, как разъясняет автор, прежде всего критики, находившейся под влиянием коммунистической идеологии, а также связанной с левыми социалистами.[]
  3. В сборнике помещено тринадцать статей. Кроме того, он содержит два библиографических приложения: Х. Стохель, «Русская литература в межвоенных польских изданиях» и Г. и Э. Павлик, «Избранная библиография польских исследований о русской советской литературе за 1944 – 1969 годы».[]

Цитировать

Хорев, В. Становление социалистической литературы в Польше / В. Хорев // Вопросы литературы. - 1975 - №12. - C. 234-253
Копировать