Среди журналов и газет
К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ – этой дате посвящен специальный выпуск парижской газеты «Русская мысль» (от 16 октября 1992 года). Открывает юбилейный выпуск публикация Е. Коркиной пяти писем Марины Ивановны, хранящихся в ЦГАЛИ. Адресат первого письма – Марк Вишняк, один ив редакторов журнала «Современные записки»; посылаемая Цветаевой рукопись – по-видимому, разбор «Шума времени» Мандельштама, написанный в марте 1926 года. Но «Современным запискам» статья не подошла и при жизни Цветаевой опубликована не была.
«Многоуважаемый Марк Вениаминович,
Посылаю Вам по просьбе Федора Августовича [Степуна] статью «Проза поэта». В случае могущих быть несогласий помечайте, пожалуйста, карандашом на полях. Если таких пометок окажется много – дружественно разойдемся. Если пустяки – тем лучше.
Рукопись мне, так или иначе, верните – в случае принятия для переписки по старой орфографии.
Очень просила бы не задержать с ответом, – судьбу рукописи мне нужно выяснить еще до отъезда (крайний срок – 22го ). Если можно, верните экспрессом.
Сердечный привет
Марина Цветаева
8, rus Rouvet
(19me )
Париж, 15го апр<еля>1926 г.».
Дружеские отношения а 1928 – 1930-х годах связывали Цветаеву с молодым поэтом Николаем Павловичем Гронским. После трагической гибели Тройского в 1934 году Цветаева посвятила его памяти стихотворение «Надгробие» и статью о его творчестве «Поэт-альпинист». Письмо написано в Медоне и связано с просьбой Цветаевой посмотреть рекомендованный ей на лето дом. Просьба телеграммой была отменена.
«…24го июля 1929 г.
Дорогой Николай Павлович!
Не сердитесь, – всё вышло помимо меня, вы ведь знаете, что я от себя не завишу.
Первое: ответ полковника, что тот дом в 80 фр. – ушел (NB! оказалось – и кровати можно достать, и столы и даже шкаф, – чего же не говорил раньше??). Второе: дела С. Я. не дающие ему возможности выехать – что-то случилось, случается – что, рассказать не могу, словом – деньги с вечера целиком должны уйти на жизнь. Об отъезде и думать нечего.
Простите за всё беспокойство, – вопросы, расспросы, поручения. Мое единственное оправдание – полная уверенность, что поеду. Рухнуло сразу.
Алю надеюсь на 2 недели отправить в Бретань, к знакомым, О себе пока не думаю, знаю только, что дико устала от Мёдона и хозяйства, хозяйства и Мёдона и что ни хозяйство, ни Мёдон, ни усталость не пройдут. Радуюсь за Вас, что Вы там, и горюю за себя, что Вас здесь нет – вспоминаю прошлогодние прогулки. У меня нет спутника, не гуляла уже – да с нашего последнего раза. Никого не вижу, не знаю почему. Должно быть – еще скучнее, чем с собой. Да и многие разъехались: письма из Швейцарии, с Пиренеи, из Голландии. А мои – всё из Мёдона».
Третий документ, публикуемый Е. Коркиной, – телеграмма Цветаевой по случаю присуждения И. А. Бунину Нобелевской премии, адресованная его жене.
Завершают публикацию два письма к Фоме Александровичу Гартману, композитору, ученику Аремского к Танеева, автору вокальных произведений на стихи Цветаевой. В ЦГАЛИ хранятся ноты одного из них – романса «В мое окошко дождь стучится» (из цикла «Стихи к Сонечке»). Остальные произведения Гаршана «а стихи Цветаевой лоха не разысканы.
«Clamart (Seine)
10, Rue Lazare Carnot
2го марта 1934 г.
Многоуважаемый Г-н Гартман,
(Простите, не знаю отчества.)
С большой радостью и признательностью приеду к Вам в Courbevoie послушать Вас – по моему поводу, или себя, в Вашем восприятии, но сейчас болен мои сын, и, пока, неизвестно чем, и я в большой тревоге. Кроме того, я настолько им же, его учением (проводами, приводами, кормежкой, укладываньем) – всем детским жизненным укладом пришита к дому (у меня замены – нет), что никогда никуда не выбираюсь, а, если выбираюсь – с ним.
15го, через четверг, мы, надеюсь, увидимся на моем чтении о Белом [«Моя встреча с Андреем Белым»], – подойдите, пожалуйста, в перерыве, возобновим знакомство и сговоримся.
Кончаю большой просьбой распространить, по возможности, билеты между знакомыми. Цена билета 10 фр. Посылаю десять. (Десятый —
Вам и жене, дружеский.) Этот вечер мой единственный ресурс, я почти не зарабатываю, и жить не на что.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1993