Современная проза глазами самого
Если действительно серьезно говорить о проблемах современной прозы, то мне представляется, что они неотделимы от общей проблематики всей современной русской культуры. То есть каких-то специфических проблем именно прозы не существует, а есть специфика состояния современной культуры. И главная особенность заключается в том, что все ранее бывшие варианты ее существования исчерпаны, а новых пока не существует.
Если же говорить непосредственно о прозе, то главной ее бедой является разрыв отношений с читателем. С любым – и с массовым, и с элитарным. Отечественный читатель привык «доверять» писателю, когда писатель приходил к нему путем журнала. Но сегодня время журналов прошло, а время книжных издательств пока не наступило. Феномен толстых журналов в истории русской советской литературы очевиден, но сегодня они представляют откровенно консервативную культурную программу, некое ассорти государственно-отрицательной и либеральной идеологий. И естественно, сквозь это решето они не могут пропустить никакую реально современную прозу, ту прозу, которая работает на тех оборотах, которых не было в отечественной литературе хотя бы еще лет десять назад. Даже названия этих журналов, символы великого тоталитарного прошлого, остались без изменений. Самое лучшее, что могут сделать сейчас толстые журналы со своими названиями, – это передать их сортам алкогольных напитков. Успех гарантирован и водке «Знамя», и коньяку «Новый мир», и портвейну «Октябрь», и пиву «Дружба народов». Для литературного журнала такое название дико, а для пива было бы вполне нормально. Все бы это не было так печально, если бы появились какие-то новые регулярные издания, дающие реальную картину литературной ситуации. Но таких пока нет.
Современная проза находится сегодня в изоляции, в блокаде, в углу. Современной прозе просто необходим посредник в ее отношениях с читателем.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1996