«Сказанул-то я так, по памяти…». Щедрин и Твардовский
«СКАЗАНУЛ-ТО Я ТАК, ПО ПАМЯТИ…»
ЩЕДРИН И ТВАРДОВСКИЙ
Имена Салтыкова-Щедрина и Твардовского невозможно не сопоставить друг с другом как имена поистине великих редакторов, которые возглавляли журналы «Отечественные записки» и «Новый мир», сыгравшие выдающуюся роль в истории не только отечественной литературы, но и русской общественной мысли.
Оба писателя были органически привержены демократическим традициям и, по выражению Щедрина, ратовали за «расширение арены реализма», бесстрашное изображение современной им действительности со всеми ее болями и противоречиями.
Сближают их и самоотверженная увлеченность редакторскими обязанностями, редкостное внимание к авторам журнала, подчас прямо-таки нежная заботливость о них, особенно примечательная при отнюдь не идеальном характере обоих. Общая у них была также определенная пристрастность, односторонность в пылу отстаивания основных своих идей и принципов, что приводило порой к спорным, а то и просто ошибочным суждениям и оценкам. Хорошо известны отзывы Щедрина о толстовских романах или стихах Фета; в свою очередь, Твардовский резко высказывался о поэзии Заболоцкого, не оценил по достоинству Бориса Слуцкого. Анна Ахматова однажды обиженно вспоминала об отношении Блока к ее стихам: «Как вы думаете, это приятно, когда человек смотрит сквозь вас на что-то свое?» Что поделать – «свое», всецело занимающее, выстраданное, делающее человека, по выражению Щедрина, «фанатиком своих воззрений», оборачивается иной раз и несправедливостью к «чужому»!
Сходство Щедрина и Твардовского ощущалось самыми разными людьми. Прочитав мою книгу о Щедрине, Евгений Евтушенко спросил:
– Знаешь, на кого похож твой герой?
– На кого? – поинтересовался я, честно сказать, предугадывая ответ, потому что эта параллель у меня возникла давно.
– На Твардовского!
А года два спустя Александр Трифонович переслал мне следующее читательское письмо:
«Уважаемый Александр Трифонович!
Вы, несомненно, выделяетесь из числа современных наших поэтов, прозаиков, редакторов тем, что у Вас есть что-то свое, которым Вы дорожите и за которое ведете борьбу. Этим своим качеством Вы напоминаете такого человека прошлого, как М. Е. Салтыков-Щедрин. Именно поэтому я и решился обратиться к Вам с просьбой дать свой отзыв о личности и творчестве Салтыкова-Щедрина. Дело в том, что я заинтересовался им, а отовсюду приходится слышать, что это безнадежно устаревший писатель и т.д. Мне хотелось бы услышать мнение выдающегося ума, чтобы окончательно решить этот вопрос. Если это окажется возможным, то я буду Вам крайне благодарен. С искренним уважением, А. Хлебников. 6.XII.67».
На обороте этого листка была не лишенная лукавства приписка:
«Дорогой Андрей Михайлович!
Не найдется ли у Вас экземпляра «Салтыкова-Щедрина» (то есть моей книги в серии «Жизнь замечательных людей». – А. Т.), чтобы дать возможность ознакомиться моему корреспонденту с «мнением выдающегося ума» по вопросу о значении названного сатирика?
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2007