Русская тайна Мориарти
Удивительный сюрприз таился там, где его труднее всего было ожидать: выученные наизусть еще в пятом классе школы рассказы из литературного сериала Артура Конан Дойла о похождениях сыщика-консультанта Шерлока Холмса и его друга доктора Ватсона в дореволюционных вариантах оказались совсем не такими, к каким мы привыкли. В русских переводах той поры Холмс предстает довольно неприятным человеком — это эгоистичный, склонный к самолюбованию и пренебрежению к «остальным смертным» тип, чья странноватая хладнокровность подчас перерастает в жестокость. Отчасти туповатый, но приятный доктор Ватсон выведен первосортным обалдуем, выходки которого постоянно балансируют на грани форменного идиотизма. И уж совсем другим оказывается злодей профессор Мориарти, представленный русскому читателю на страницах пятого номера журнала «Нива» за 1898 год, где впервые был опубликован переведенный с английского рассказ «Последнее дело Холмса».
В привычном нам переводе этого произведения господин профессор рекомендован устами Холмса как необыкновенно талантливый математик, в двадцать лет написавший трактат о биноме Ньютона, что позволило молодому человеку получить кафедру в одном из провинциальных университетов Англии… До этого момента все ясно и понятно, а вот потом начинался какой-то словесный туман:
Но в его жилах течет кровь преступника. У него наследственная склонность к жестокости! И его необыкновенный ум не только не умеряет, но даже усиливает эту склонность и делает ее еще более опасной. Темные слухи поползли в том университетском городке, где он преподавал. Он был вынужден оставить кафедру и перебраться в Лондон, где стал готовить молодых людей к экзамену на офицерский чин…
Невольно возникают вопросы: что это за слухи поползли о молодом математике? В чем именно проявилась его болезненная склонность к жестокости? Но особенно неправдоподобно выглядит его «лондонский период»: бегая по частным урокам, мистер Мориарти умудрился создать самую опасную преступную группировку, протянувшую свои щупальца по всей стране! С каких это пор, позвольте спросить, в уголовной среде Лондона молодые профессора математики (пусть даже с преступными наклонностями) вошли в такой «авторитет», что возглавили иерархию уголовного мира?!
Но как же все меняется на страницах «Нивы», где о злокозненном профессоре Холмс рассказывал Ватсону следующее:
Карьера этого человека не из числа обычных. Мориарти, по рождению, принадлежал к высшему классу общества, он получил блестящее образование и с ранних лет проявил редкие математические способности. Двадцати лет написал знаменитый трактат о биноме Ньютона, наделавший много шума в ученом мире. Благодаря этому он вскоре получил кафедру в одном из наших университетов. Но стремление ко злу, кажется наследственное, в крови у этого человека. Высокое развитие не уничтожило в нем его природных дурных наклонностей, но наоборот, дало им обширное применение, ни одно злодейство анархистов (!) не обошлось без ученого содействия профессора Мориарти! Вскоре он оставил кафедру и явился в Лондон.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2013