Род Атридов
Новейшая антология
Статья И. Роднянской «Род Атридов» открывает новую рубрику раздела «Литературное сегодня» — «НОВЕЙШАЯ АНТОЛОГИЯ», посвященную разговору о наиболее интересных произведениях современных русских писателей. В 2009 году таким произведением — одним из безусловных «романов года» — стали «Елтышевы» Р. Сенчина, «семейная история», опубликованная в «Дружбе народов» (№ 3-4), а затем вышедшая отдельной книгой в издательстве «Эксмо».
Роднянская говорит о том, что может расслышать ориентированный на христианскую культуру человек в этом глухом и отчетливом «голосе беды», рассказывающем о состоянии современной России. Опыт именно такого внимательного, глубокого прочтения отдельного текста представляет формат новой рубрики.
Ирина РОДНЯНСКАЯ
Род Атридов
Х. Зедльмайр, австрийский культурфилософ, писал о ситуации середины прошлого века, предвидя и нашу: «Наверх возносится только сенсация, тихие творения медленно опускаются на дно»1.
Роман Сенчин, причисляемый к генерации «тридцатилетних» прозаиков и не слишком любимый критикой, чуть было не приблизился к «сенсации»: попал со своим романом «Елтышевы» в букеровский шорт-лист 2009-го. Однако сенсации не состоялось, это «тихое творение» не выиграло лауреатства.
Иначе, впрочем, и быть не могло. Для бойкого чтения Сенчин тягостен, обременителен, безутешителен. Его уникальная наблюдательность над внутренними качествами нынешнего российского человека совершенно непривычна и ранит восприятие своей безакцентностью, видимым отсутствием авторского волнения. Это писатель неподкупный и не подкупленный — не только читательскими ожиданиями хоть какого сантимента, но даже и «великими традициями русской литературы». Как если бы наложить на жесткую зоркость Чехова весь опыт XX века, выжигающий лирическую ноту.
Художественная пристальность Сенчина долгое время питалась самонаблюдением (об этом мы с Владимиром Губайловским писали на страницах «Зарубежных записок» в статье-диалоге «Литература необщего пользования»). Его переход к «объективному» письму совершался трудно и не всегда выразительно. И вот — он написал роман, над которым хочется думать и думать, как над главным узлом русской современности.
Предположу и предложу — о чем думать.
В советское время были санкционированы соцреалистические саги о династиях «из коренника»: все эти «Журбины», «Строговы»… Вряд ли молодой еще Сенчин помнил об этом, когда назвал свой роман «Елтышевы» — не слишком благозвучным (от местного, сибирского диалектного словечка), но и не гротескным, рядовым родовым именем. Однако само собой получилось, что в итоге возникшей переклички давняя ложь побита ныне высказанной правдой. Речь идет о гибели семейства российских горожан, отмеченных советским наследственным проклятием.
Действие из городских кварталов вскорости перемещается в зауральскую деревню «нулевых» годов, где-то, видимо, под Минусинском, ранее уже успевшим утвердиться на литературной карте писателя.
- Зедльмайр Ханс. Утрата середины. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 156 . [↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2010