Работать серьезно
Каждый год выходит столько новых книг, что едва ли найдется человек, который бы взялся не то чтобы оценить их – прочесть или хотя бы внимательно просмотреть. Особенно плохо обстоит дело с «периферийной книгой»: ее еще и трудно достать. Ко мне в руки попало всего несколько сборников, вышедших в областях, но среди них были по-настоящему интересные.
Я пни корчевал и резал металл,
Камни дробил и стога метал,
Клал кирпичи и гатил болота.
Я выносил слово горбом и трудом,
А песня – она появилась потом,
Наградою за работу.
Мне запомнились эти строки Николая Якушева, живущего в Рыбинске. А его книжка «Старт», вышедшая в Ярославле, полностью подтверждает, как полновесно слово, когда оно действительно выношено «горбом и трудом», когда за ним – большая человеческая судьба. В Липецке недавно «родилась»»Грузчица» Майи Румянцевой, в Курске – «Ветер века» Николая Корнеева, в Красноярске – «Свидание с землей» Владимира Порядина, в Свердловске – «Мое поколение» Владимира Дагурова… Хорошие книги. И, может быть, как раз потому, что каждая «песня» – «появилась потом, наградою за работу».
Отмена столичной «монополии» на поэтическое слово, резкое расширение поэтической географии – факт нашей культурной жизни последних лет. В одном Воронеже в 1964 году, помимо большого количества поэтических произведений, напечатанных в газетах и в журнале «Подъем», вышло шесть стихотворных книг (В. Гордейчева, Э. Пашнева, Л. Бахаревой, С. Чернышева, А. Жигулина, К. Козлова) и два коллективных сборника (обширная «Книга стихов о крае Воронежском», представившая шестьдесят авторов, и «День поэзии» – литературное приложение к газете «Молодой коммунар» – с произведениями, портретами и биографическими справками двадцати четырех поэтов). К концу года выйдет еще несколько книг.
На «количество» жаловаться не приходится… Но как обстоит дело с качеством?
Передо мной четыре книги – «Рождается солнце» Э. Пашнева, «Рассветы» Л. Бахаревой, «Окопы этих лет» В. Гордейчева, «Память» А. Жигулина и два цикла стихов А. Прасолова («Новый мир», 1964, N 8; «Коммуна», 23 августа 1964 года, Воронеж).
Все эти поэты, хотя и с неодинаковым успехом, стремятся понять человека, его внутренний мир и в героическом и в будничном проявлении. Мы знаем: как реакция на героизированные парсуны с их «светоносными гениями» и «душами», «летящими над временем», еще и сейчас появляются стихотворения и даже целые книги, в которых демонстративно речь идет о «простых смертных», о сереньких и обязательно не устроенных судьбах и в которых из всех поэтических интонаций остается одна – домашняя.
Для В. Гордейчева, А, Жигулина, Э. Пашнева героическое и рядовое не исключают друг друга. Потому и образ человека в произведениях многомерен, по-настоящему правдив.
Стоит только всмотреться хотя бы в два стихотворения В. Гордейчева – «Полдень» и «Былина». Бросится в глаза широта подхода поэта к человеческой личности. В одном -острый реалистический портрет человека, портрет, который едва ли может рассчитывать на то, чтобы он понравился всем; в другом – не без шутки поданный былинный богатырь, размашистая, удалая душа: «Мне, как Муромцу Илье, только-только и начаться».
Э. Пашнев пристально всматривается в «бытового» человека, его не занимают монументальные ракурсы. Но в своих героях – Тимофее Егорыче, рабочих из очень интересного «Случая на атомной станции», «дядях Васях и дядях Петях», «не вошедших в энциклопедию», – ему дорого проявление «неразменного» человеческого достоинства. Вот почему его так беспокоит обожествление великих мира сего, возмущает, «что не верим мы в них, а веруем в их всевышнюю гениальность». Иногда наивно, несколько в лоб, но искренно поэт хочет разбудить в каждом сознание своей значительности: «В этом мире великое самое открывалось простыми ключами».
А. Жигулин пишет: «Трудная тема – как в поле блиндаж. Плохо, если врагу отдашь». Поэт хочет «разглядеть…
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.