№1, 1978/Заметки. Реплики. Отклики

Путь к объективности

Среди актуальных проблем развития современной литературной науки одним из самых важных и спорных является вопрос об объективности литературоведческого исследования. Ясно, что изучение

различных литературных явлений, и в частности толкование художественных произведений, должно стремиться открыть объективно существующую в них, присущую им содержательность. Но что считать критерием и образцом такой объективности? Если выдвинуть на эту роль точное однозначное описание или математическую формулу, то окажется, – и об этом не раз писалось, – что такого рода объективное знание само по себе не ухватывает глубинного смысла литературных явлений, а стремление только лишь к однозначной точности таит в себе угрозу овеществления духовной сути литературы, превращения ее объективно-человеческого содержания в безличную объективность. Да и возможности существования абсолютно однозначных характеристик не периферии, а идейно-духовного центра литературных произведений весьма проблематичны, и, в частности, описание здесь всегда оказывается в то же время объяснением и интерпретацией.

Интерпретация, по-видимому, не может не быть субъективной, но тем острее встает вопрос о характере и мере этой субъективности. Ведь субъективизм, подменяющий объективный смысл литературных явлений особенностями их субъективного восприятия, – это одна из самых больших и – увы – реальных угроз для литературоведа и критика, чьи познавательные усилия нередко оказываются в действительности лишь формой самовыражения и самоутверждения. Результаты такого рода самоутверждения могут быть весьма интересными, что зависит в первую очередь от личности исследователя, но беда в том, что личность в подобных случаях заслоняет собою исследуемый предмет.

Эта необходимость провести исследовательский корабль между Опасностями: или «обездушить» изучаемый предмет, или превратить его в прямое выражение собственных душевных движений – существует не только в литературоведении, но во всех гуманитарных науках – везде, где целью является познание человеческой личности и человеческой деятельности. «Одна из главных задача человека, – писал С. Аверинцев, – понять другого человека, не превращая его ни в поддающуюся «исчислению» вещь, ни в отражение собственных эмоций. Эта задача стоит перед каждым отдельным человеком, но также перед каждой эпохой, перед всем человечеством» 1. Как же разрешить эту задачу, если всевозможные «измерения» человека по самым различным биологическим и конкретно-социологическим параметрам, хоть и обладают достоинством объективности, так как на их результатах никак не отражаются субъективный выбор, субъективный интерес и вообще особенности содержания личности познающего субъекта, все же не дают нам желанного знания о глубинном смысле человеческой жизни? Как быть, если познание здесь требует не исключения, а включения в свои результаты содержания познающей личности, если познание здесь не может не быть самовыражением и не может быть только самовыражением?

В поисках ответов на эти вопросы очень многое дает, на мой взгляд, следующее высказывание Л. Н. Толстого из письма Н. Н. Страхову: «…Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что ж! результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу. Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее и роднее» (подчеркнуто мною. – М. Г.) 2. Противопоставление содержаний познающего субъекта и познаваемого объекта справедливо лишь как относительное, а не абсолютное. В их глубинах существует «всеоживляющая связь», и общность этих содержаний – не нивелировка, едино» образно «причесывающая» различные человеческие личности, а всеобщая основа, на которой только и может существовать и развиваться огромное «богатство особенного, индивидуального, отдельного» 3. И, являясь необходимой и единственно возможной почвой существования этого богатства человеческих содержаний, эта же общность может стать основой их исследования, основой объективности гума- нитарного знания.

Вот почему, кстати сказать, объективность гуманитарного знания неожиданно оказывается связанной с, казалось бы, самым субъективным человеческим проявлением – любовью, о которой напоминает даже имя филологической науки. Ведь именно любовь поднимает человека над ограниченностью обособленно-личного существования, непосредственно и непринужденно приобщает его к глубинным источникам человеческого бытия, дает возможность почувствовать, как писал А.

  1. «Краткая Литературная Энциклопедия», т. 7, М. 1972, стр. 976.[]
  2. »Л. Н. Толстой о литературе». Статьи. Письма. Дневники, Гослитиздат, М. 1955,. стр. 264. []
  3. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 29, стр. 90.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1978

Цитировать

Гиршман, М. Путь к объективности / М. Гиршман // Вопросы литературы. - 1978 - №1. - C. 243-250
Копировать