Психография – «новый метод» в литературоведении США
В последние годы в американском литературоведении получил распространение «новый метод» – так называемый психографический. Проповедником его выступает профессор Бостонского университета Эдвард Вагенкнехт, автор ряда книг о крупнейших писателях США XIX века – Вашингтоне Ирвинге, Натаниэле Готорне, Генри Лонгфелло, Марке Твене. «Психографический метод» исследования литературы Вагенкнехт обосновывает в предисловии к своей книге «Натаниэль Готорн. Человек и писатель» 1. При ближайшем рассмотрении этих теоретических «новаций» профессора и их практических результатов оказывается, что «новый метод» – это не более как подновленный вариант старого «биографического метода», применявшегося в европейской критике XIX века. Представителем этого метода был талантливый французский критик Сент-Бёв. Центром своих наблюдений он делал человеческую личность, человеческий характер писателя, как он отражается в письмах, дневниках и литературных произведениях.
То же самое пытается делать и Э. Вагенкнехт. Не обладая, однако, исключительным литературно-художественным мастерством Сент-Бёва, он превратил «биографический метод» в пеструю коллекцию биографических курьезов, собранных с достойной лучшего применения тщательностью.
Теоретиком и «первооткрывателем» психографического метода в Соединенных Штатах был писатель Гамалиель Брэдфорд (1863- 1932). Его прямой последователь и ученик, Вагенкнехт считает единственно допустимым критерием своих многочисленных исследований об американских писателях то, насколько ему «удалось или не удалось понять» каждого из них «как человеческую личность и поделиться этим своим пониманием с читателями».
- Edward Wagenknecht, Nathaniel Hawthorne: Man and Writer, Oxford University Press, N. Y. 1961.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.