№1, 1977/Жизнь. Искусство. Критика

Программа – долговременная

Пять лет, минувшие со дня опубликования постановления ЦК КПСС «О литературно-художественной критике», ознаменовались несомненной активизацией и значительным общим подъемом нашей литературно-критической мысли.

На XXV съезде КПСС говорилось о плодотворности линии партии в области руководства литературой и искусством, благодаря чему в последние годы внушительно возрос патриотический вклад художественной интеллигенции в дело коммунистического строительства. Литературная критика не оставалась пассивным регистратором этого знаменательного процесса, – вдохновленная указаниями и советами партии, она более деятельно, принципиально и, хочется сказать, более квалифицированно, чем прежде, помогала осуществлять партийное влияние во всех областях художественного творчества. Усилились и заботы критики о повышении ее собственного идейно-теоретического, в особенности методологического, уровня. Может быть, следует сказать и о той атмосфере творческого беспокойства, целеустремленной мобилизации на выполнение больших задач времени, которая стала характерной для деятельности основных наших критических кадров после указанного Постановления Центрального Комитета партии.

Состояние литературной критики, ее неотложные задачи были заботливо и требовательно проанализированы на состоявшихся в 1976 году республиканских и Шестом всесоюзном писательских съездах.

В отчетном докладе Шестому съезду писателей Г. Марков, говоря об активизации критики, отметил, что Постановление ЦК КПСС о критике способствовало усилению всей идеологической работы в нашей многонациональной литературе, развитию всех ее жанров, развертыванию широких творческих дискуссий: «Критика много сделала в углублении анализа процессов движения литературы, особенно в такой существенной части, как взаимообогащение и движение культур социалистических наций… В критике вырос интерес к социологическим аспектам, к включению в литературно-критический анализ впечатлений реальной жизни, к проверке эстетических критериев сопоставлениями с действительностью, с проблемами развития общества».

И в докладе Г. Маркова, и в выступлениях делегатов съезда речь шла и о тех проблемах, которые критике еще предстоит решить.

О чем думается сейчас, в пятую годовщину со дня опубликования программного партийного документа о критике? Сейчас, в ходе напряженной будничной работы по осуществлению великих предначертаний XXV съезда КПСС?

Первое – и самое простое: не считать себя вправе полагать, что обширная, точная, заглядывающая далеко вперед программа, взволновавшая нас пять лет назад, «уже» выполнена или «почти» выполнена. Речь шла – и продолжает идти – о превращении литературы и художественной критики в серьезную идейную, теоретическую, моральную силу, способную сыграть достойную роль в утверждении наших коммунистических идеалов, в ориентировании творческого процесса и воспитании широкого народного читателя. Да, критика немало сделала за последние годы. Она движется к своему качественно новому уровню, однако и спрос с нее становится все большим – таковы уж объективные особенности нашего нынешнего общественного и литературного развития, когда «теоретическое самосознание» литературы социалистического реализма, ее соответствие потребностям времени обязаны быть по крайней мере на высоте ее практически-художественного опыта, который поистине неисчерпаем…

Дальнейшая активизация критики, более глубокое «внедрение» ее во все области и стороны литературного процесса – такой видится одна из самых существенных задач дня. Мы за многим еще не успеваем, многое лишь мимоходом «отмечаем» и констатируем, – и это, к сожалению, верно применительно не только к отдельным книгам, но и к более широким явлениям и тенденциям.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1977

Цитировать

Новиченко, Л. Программа – долговременная / Л. Новиченко // Вопросы литературы. - 1977 - №1. - C. 6-9
Копировать