№1, 1977/Жизнь. Искусство. Критика

Наше молодое пополнение

Остановить движение, как и остановить течение, нельзя. Но можно ускорить или замедлить его. Эта истина, приложимая к любому общественному движению, вдвойне справедлива для развития критики.

Наш критический «цех» исподволь пополняется молодыми, хотя и скуднее, чем, вероятно, хотелось бы. Неблагодарная, в сущности, профессия, не очень-то жалуемая писателями и малоавторитетная у читателей, все-таки влечет все новых и новых энтузиастов. Так влились в критику в недавние годы И. Дедков, А. Бучис, Е. Сидоров, Г. Асатиани, В. Перцовский, П. Браженас. А вот и совсем свежее пополнение: М. Стрельбицкий и В. Мельник с Украины, П. Зейле из Латвии, москвичи А. Панков и Е. Клепикова. Интересно дебютировала в прошлом году в «Юности» Марина Князева.

Намечая меры по улучшению дел на критическом фронте, постановление ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» особо выделило вопросы подготовки молодых кадров критиков. Так и должно быть: настоящая стратегия предполагает не только наилучшее использование наличных сил, но и подготовку надежных резервов, постоянное и обильное пополнение действующей армии.

Во исполнение этого несколько оживилось в последние годы внимание вузов к подготовке критиков: кое-где были введены новые спецкурсы и спецсеминары, возникли студенческие литературно-критические кружки. Но, как показала недавняя дискуссия в «Литературном обозрении», настала пора, когда более или менее случайные, разрозненные усилия преподавателей-радетелей и стихийные «прорывы в критику» талантливых и притом достаточно настойчивых выпускников должны быть подкреплены целеустремленной, закрепленной в учебных планах системой. Системой, которая не только помогала бы выявлять студентов, способных стать критиками, но и обеспечивала их всестороннюю подготовку, предполагающую единство учебно-воспитательного процесса и практики.

Свое место в этой системе займет и созданная в канун 5-летия со дня Постановления ЦК КПСС кафедра литературно-художественной критики и публицистики на факультете журналистики Московского университета.

Почему именно на факультете журналистики?

В самом наименовании кафедры уже подчеркнута ее нацеленность на публицистический темперамент критики, на ее связь с общественной жизнью, на подготовку практических работников для печати.

Нет нужды вдаваться здесь в истолкование различий между критикой, которая является непременно и журналистикой, и литературоведением с присущим ему как науке характером исследования. Скажу лишь, что есть особая специфика и особый резон в том, чтобы, ничуть не поступаясь основательностью образования, все-таки готовить не столько критиков-литературоведов, сколько критиков-журналистов.

Цитировать

Бочаров, А. Наше молодое пополнение / А. Бочаров // Вопросы литературы. - 1977 - №1. - C. 18-22
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке