Последний луч Серебряного века: воспоминания об Анастасии Цветаевой
Последний луч Серебряного века: воспоминания об Анастасии Цветаевой. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2010. 776 с.
Рецензируемую книгу без преувеличения можно назвать энциклопедией по изучению жизни и творчества Анастасии Ивановны Цветаевой (1894-1993), имя которой находится в тени славы ее знаменитой сестры. Между тем еще с юности литературное творчество было для А. Цветаевой душевной потребностью, а ранние литературные опыты получили поддержку Л. Шестова и В. Розанова.
В издании собрано более 60 мемуаров, воссоздающих живой образ незаурядного человека, который прожил без малого сто лет и, пройдя через все ужасы своего века, сохранил невероятное жизнелюбие и христианское смирение: «Никого не обвиняю. Колесо истории прокатилось и по мне»1. Широкому кругу читателей А. Цветаева известна как автор «Воспоминаний», рассказывающих о детстве, отрочестве и юности сестер Цветаевых, тогда как ее дореволюционная проза («Королевские размышления» и «Дым, дым и дым»), рассказы, сказки, а также стихотворения и поэмы, написанные по-английски и высоко оцененные носителями языка, знакомы далеко не всем. О масштабе литературного наследия А. Цветаевой дает представление вошедшая в книгу библиография, которая охватывает период с 1915 по 2009 год и содержит информацию о выпущенных книгах (с указанием самого полного на сегодняшний день корпуса рецензий2), публикациях в периодических изданиях, переводах ее текстов на иностранные языки. Необходимо отметить, что в библиографию включен список несохранившихся рукописей, как уничтоженных самой писательницей, так и погибших при аресте в 1937 году. Среди них — книги о В. Розанове и М. Горьком, два романа, повести, сказки, переводы литературных этюдов Т. Карлейля и многое другое.
Еще одним достоинством книги является Краткая хроника жизни и творчества А. Цветаевой (сост. Г. Никитина, В. Масловский)3. Краткой ее можно назвать лишь условно. Почти сто лет активной творческой жизни потребовали от составителей собирания и систематизации огромного материала, которым стали документальные источники и автобиографическая проза А. Цветаевой. К сожалению, не достаточно подробно в Хронике даны 1922-1937 годы, но на то есть — увы! — объективные причины: документы и рукописи за эти годы были изъяты при аресте. Другие периоды освещены более чем подробно. При этом мы не только видим факты, но и «слышим» голос главной героини: цитаты из текстов А. Цветаевой, удачно включенные в Хронику, комментируют те или иные события. Кроме того, следует особо отметить сопровождающий мемуары корпус примечаний, в которых сосредоточена вся известная нам информация о жизни и творчестве А. Цветаевой.
Композиционный принцип расположения мемуаров стремится соответствовать биографическому пути героини. В книге представлены основные этапы ее жизни: детство и юность (А. Докукина-Бобель, Л. Борисова, Е. Гильманов и др.), гражданская война (А. Николюкин, Д. Лосев), лагерь и «вечная» ссылка в Дальневосточном крае (Л. Козлова, Е. Симуни, И. Исаева и др.), наконец, самый длительный московский период.
Ценность мемуаров еще и в том, что они дают материал для постановки новых вопросов и тем, таких как «А. Цветаева и религия» (Б. Шульдинер, Д. Донская, прот. А. Шаргунов и др.), «А. Цветаева и розенкрейцеры» (Л. Должанская), «Литературные взгляды А. Цветаевой» (Ю. Плуцер-Сарно, М. Смирнов, архим. Виктор и др.), «Анастасия Цветаева о творчестве Марины Цветаевой» (Л. Джигуль, М. Смирнов, Ю. Гурфинкель и др.). Важно сказать, что собранные тексты не носят сугубо панегирический характер. Перед нами — объемный портрет личности.
К сожалению, мы имеем возможность читать мемуары людей, знавших А. Цветаеву только с 1960-х годов. Это значит, что о более ранних периодах жизни, на которые пришлись события, сформировавшие мировоззренческие установки творческой личности (знакомство с Б. Зубакиным, религиозный кризис, лагерные испытания) мы узнаем лишь из уст самой А. Цветаевой.
«Последний луч Серебряного века» в совокупности с полной версией «Воспоминаний»4 и материалами недавней конференции5 создает прочный фундамент для будущих исследований. На глазах вырастает еще одна ветвь цветаеведения (работы А. Медведева, В. Дядичева и др.), с которым до сих пор ассоциировалось имя только одной из сестер.
Е. ЗИНОВА
- Донская Д. А. Анастасия Цветаева. Штрихи к портрету. Дневниковые записи. Орехово-Зуево: Книжник, 2002. С. 3.[↩]
- К сожалению, в него не вошли две рецензии: Козлова Л. Н., Кролли А. А. Не разлюбляйте сказок; Руднев И. Долг памяти // Аврора. 1988. № 11.[↩]
- Уже после окончания данной работы вышла книга: Айдинян Ст. Хронологический обзор жизни и творчества А. И. Цветаевой. М.: Акпресс, 2010.[↩]
- Цветаева А. И. Воспоминания. В 2 тт. М.: Бослен, 2008.[↩]
- Анастасия Ивановна Цветаева: жизненный путь и творческое наследие. Материалы Международной конференции, посвященной 115-летию А. И. Цветаевой (Москва, 27 сентября 2009). М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2010. [↩]
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2012