Помогать талантам
Размышляя о современной русской поэзии, я сразу вспоминаю два имени – Александр Твардовский и Ярослав Смеляков. Убежден, что именно с этими именами связаны наивысшие достижения поэзии наших дней. Александр Твардовский воплотил в своем творчестве почти необозримую стихию народной жизни последних десятилетий. Его многоцветное эпическое слово несет в себе и народную мудрость, и народные представления о прекрасном; оно теснейшим образом связано с устной крестьянской лирикой. Ярослав Смеляков – поэт рабочего класса, большого современного города, его сложной жизни. Устами лирического героя Ярослава Смелякова говорят те, кто создает своими руками материальные блага. В то же время поэзии автора «Строгой любви» совершенно чужда известная ограниченность в восприятии мира, которая была, например, присуща некоторым пролетарским поэтам 20-х годов. Стихи Ярослава Смелякова выступают перед нами в атмосфере бурной общественной действительности, они живут и борются в большом мире. Высокий накал гражданственности и обеспечил успех новой книги Ярослава Смелякова «День России» среди самых разнообразных читательских кругов.
Я не случайно начал статью с двух поэтических имен. Мастера подают нам всем пример взыскательного отношения к своей работе. Строфу Твардовского никогда не спутаешь со строфой другого поэта. Поэтические образы и афоризмы Ярослава Смелякова вошли в повседневный читательский обиход, в нашу разговорную речь.
Не могу не удивляться, когда в периодике появляются сообщения – призывы к тому, чтобы в поэзию пришли «сотни парней и девчат». Литературу создает художник. Есть только один Владимир Маяковский. Есть только один Сергей Есенин. Серийное производство поэтов невозможно. Более того, оно вредно. В этом смысле я не могу не разделить гневный пафос статьи Михаила Исаковского, продиктованной заботой большого русского поэта о родной советской литературе. Присоединяясь к основным положениям статьи, я хотел бы сделать некоторые уточнения, имеющие, на мой взгляд, принципиальный характер. Некоторые мысли в статье, выраженные в запальчивой полемической форме, могут и даже должны быть оспорены.
Год за годом неизмеримо растет культура народа. В последнее время среди молодежи нашей (да и не только среди молодежи) заметно возросло стремление к литературному творчеству. Рассказы, повести, стихи и поэмы пишутся повсюду – в столице и на периферии, в городах, селах, рабочих поселках. Авторами художественных произведений стараются стать тысячи школьников и студентов, работники всех специальностей, даже домохозяйки. Я бы сказал, что это замечательное явление времени. Люди несут свои раздумья в газеты, помогают активному кипению жизни, становятся активными участниками ее.
И особенно много рождается произведений стихотворных. Работники издательств и редакций газет хорошо знают, какой огромный стихотворный поток движется постоянно на редакционные столы. Явление это, по сути дела, тоже весьма отрадное, свидетельствующее о духовном росте современников, не может, однако, заслонить той истины, что’ в этом стихийном потоке очень редко обнаруживается истинно поэтическая песчинка.
И пожалуй, именно здесь, среди нетерпеливой, беспокойной молодежи, в разной степени наловчившейся с необыкновенной легкостью имитировать стихи, точнее, творить некое подобие стихотворных произведений, происходят процессы нежелательные. Рождаются гипертрофированные авторские самолюбия, а иногда и ломаются жизненные судьбы хороших людей. Я знал одного отличного горного инженера, которому после выхода в свет его первой и довольно посредственной книжки стихов добрые литературные «дяди» наговорили уйму приятных вещей о его поэтическом даровании. И что же получилось? Он оставил любимую работу, приносившую ему много радости. Поэт же – не состоялся. Вышел озлобленный графоман, выступающий в одном полюбившемся ему жанре – жанре кляуз.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.