№1, 1996/В шутку и всерьез

Пародии

ПАРОДИИ. ЭПИГРАММЫ. ФЕЛЬЕТОНЫ

История литературы показывает, что без иронии, сатиры, инвективы невозможно ее успешное существование. Героическая «Илиада» порождает ироикомическую «Войну мышей и лягушек». Надо ли добавлять, что пародирование – это акт высокого уважения в форме насмешки, вплоть до издевки. В дружбе неуловима тонкая грань между уважением и насмешкой. Замечено, что дружба, в которой наличествует и то и другое, наиболее прочна. Есть дружелюбие в одежде сатиры.

Для меня пародия, пародирование – один из самых верных способов познания литературы, видения ее изнутри. Портрет автора создается на материалах самого автора. Желание пародировать возникает не из желания высмеять («высмеять» – так полагают обыватели), а из желания познать, углубиться, дойти до сути. Только долгое, пристальное чтение того или иного автора, раздумье над ним приводит пародиста к удаче. Вот почему мне оказались близкими такие наши предшественники, как Александр Архангельский, Арго, Эмиль Кроткий. Действительно, важней схватить не частность, пусть и удобную для пародирования, а целое. Важно целостное, фронтальное видение автора, его стиля, его манеры. Увидев инерцию этой манеры, этого стиля у того или ийого автора, спешу путем пародирования предупредить об опасности этой инерции.

Остается сказать, что в моем столе есть портреты и есть шаржи. Мне кажется, что они друг друга дополняют. Работа над теми и другими доставляет подчас неизъяснимое удовольствие.

И вообще хорошо бы и от друзей-коллег вместо стандартного новогоднего привета или поздравления с днем рождения получать пародии на себя: значит, и друзья здоровы, и чувство юмора у них живо!

 

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1996

Цитировать

Озеров, Л. Пародии / Л. Озеров // Вопросы литературы. - 1996 - №1. - C. 348-353
Копировать