№2, 1996/Публикации. Воспоминания. Сообщения

«Палата № 7». Вступительная заметка Л. Лазарева; публикация Т. Домрачевой, Л. Чарской

ДОКУМЕНТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ… 1

Смотрели за каждым

«ПАЛАТА N 7″

В последние годы опубликовано немало документов о преследовании инакомыслящих, в том числе – и больше всего – в среде творческой интеллигенции. Публикуемые материалы – история В. Тарсиса (1906- 1982) одна из первых в этом позорном ряду – интересны тем, что показывают, как карательными и партийными органами при активном участии послушного властям руководства Союза писателей вырабатывалась система расправы с инакомыслящими: сначала исключение из партии, потом из Союза писателей, распространение клеветнических- слухов, которые служили основанием для того, чтобы упрятать человека в сумасшедший дом, лишение работы, возможности публиковаться, средств к существованию, скрытая или открыто устрашающая слежка и провокации (то, что в документах Лубянки называется «оперативной разработкой»), шельмование в печати, высылка за рубеж (иногда арест и лагерь), лишение гражданства. Все это было проделано с В. Тарсисом и в дальнейшем служило уже как бы наезженной колеей.

 

1

ЗАПИСКА ОТДЕЛА КУЛЬТУРЫ ЦК КПСС И ОТДЕЛА НАУКИ,

ШКОЛ И КУЛЬТУРЫ ЦК КПСС

29 сентября 1960 г.                         ЦК КПСС

Отдел культуры ЦК КПСС и Отдел науки, школ и культуры ЦК КПСС по РСФСР считают необходимым информировать ЦК КПСС о следующем.

В сентябре 1960 года в партком Московского отделения Союза писателей РСФСР обратился писатель В. Тарсис и сообщил, что в апреле т. г. он передал итальянскому журналисту Дзаполи рукопись своего романа «Флорентийская лилия» и теперь получил уведомление по телефону о том, что роман принят к печати издателем Фельтринелли. В связи с этим он попросил предоставить ему возможность выехать в Италию для дополнительной работы над произведением и сбора материалов.

В. Я. Тарсис – член КПСС с 1944 года, образование высшее, участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом Отечественной Войны I степени и медалями. В 1940 году принят в члены Союза писателей. Занимается в основном переводами с языков народов СССР.

Роман «Флорентийская лилия» – первая книга задуманной автором эпопеи под названием «Титаны, многие книги о прославленных мечтателях, странниках, злодеях, которые правдиво сочинил обозреватель мира Валерий Тарсис» – рассказывает о событиях и людях Италии середины XV века. В начале 1960 года рукопись «Флорентийской лилии» рассматривалась в издательстве «Советский писатель». К рецензированию произведения издательство привлекло работника Института истории АН СССР и двух членов Союза писателей СССР. По мнению рецензентов и редакции русской советской прозы издательства, рукопись содержит очень серьезные недостатки, которые делают книгу неприемлемой к публикации.

Роман «Флорентийская лилия» состоит из множества рассказов, новелл и просто хроникальных сообщений о заговорах, о приключениях кондотьеров, о любовных историях и похождениях куртизанок, о жизни пап и кардиналов, о дворцовой жизни банкиров и герцогов, о писателях, художниках, архитекторах, историках, философах, о завоеваниях турками Византии и о многом другом.

С начала до конца произведение пессимистично. Главный герой романа и многочисленные другие персонажи – деятели эпохи Возрождения – не устают повторять мысли о несовершенстве человечества, его обреченности. Задавшись целью определить смысл существования человеческого рода, герой произведения Метелло Вилани приходит к выводам, что «свободе нет места на земле», что всякая демократия сводится к той же тирании, что человеческая история ходит по замкнутому кругу и что «никто и ничто не спасет обреченного человека от его пороков». «Жизнь нигде не может быть хорошей – конечно, там, где живут люди». «Революционные попытки улучшить законы ни к чему, ибо новые были так же ненавистны большинству, как старые. После революций люди так же крали, обманывали, убивали – и для меня ясно, что так и будет вечно, потому что интересы, стремления, прихоти толпы слишком сильно расходятся, нет двух одинаковых людей на свете и укрощать их можно только силой».

Вопрос о поведении В. Тарсиса обсуждался партийным бюро секции переводчиков Московского отделения Союза писателей РСФСР, где он состоит на партийном учете. Партийное бюро признало поступок В. Тарсиса, выразившийся в передаче за границу произведения, не принятого к изданию по идейным мотивам, недостойным звания члена КПСС. Учитывая также, что он неоднократно высказывал в устных выступлениях и в рукописях антипартийные взгляды, партийное бюро вынесло решение об исключении В. Тарсиса из рядов КПСС2, которое будет обсуждаться на очередном партийном собрании.

Как сообщил секретарь правления Союза писателей СССР т. Салынский А. Д., при беседе В. Тарсис заявил, что он отправил письмо журналисту Дзаполи с просьбой вернуть рукопись.

Зам. зав. Отделом культуры Зав. Отделом науки, школ и ЦК КПСС культуры ЦК КПСС по РСФСР А. ПЕТРОВ Н. КАЗЬМИН.

С запиской ознакомились и расписались члены Президиума ЦК КПСС, секретари ЦК КПСС М. А. Суслов, О. В. Куусинен, Н. А. Мухитдинов и заведующий общим отделом ЦК КПСС В. Н. Малин.

ЦХСД. Ф. 5. Оп. 36. Д. 119. Лл. 136 – 137. Подлинник.

 

2

ЗАПИСКА ПРОКУРАТУРЫ СССР И КОМИТЕТА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

20 августа 1965 г.                Секретно

ЦК КПСС

 

Докладываем материалы об антисоветской деятельности Тарсиса В. Я., ранее состоявшего членом КПСС и членом Союза советских писателей.

Известно, что Тарсис в последние годы написал несколько произведений, в которых грубо искажается советская действительность и содержится клевета на политику КПСС и социалистический строй. Нелегальным путем Тарсис передал свои произведения за границу, где отдельные из них, в частности «Сказание о синей мухе» и «Веселенькая жизнь», были опубликованы реакционной эмигрантской печатью3

В связи с отсутствием достаточных оснований для привлечения Тарсиса к уголовной ответственности в то время был осуществлен ряд мер, направленных на пресечение его политически вредной деятельности. С Тарсисом проводились профилактические беседы. Затем по материалам органов госбезопасности он был исключен из КПСС и членов Союза писателей. По согласованию с Минздравом СССР Тарсис направлялся на лечение в психиатрическую больницу, как страдающий психическим заболеванием4.

Однако и после принятых в отношении Тарсиса мер враждебной деятельности он не прекратил. В последнее время им было написано произведение под названием «Палата N 7» с открытыми антисоветскими выпадами. Зарубежные антисоветские организации и идеологические центры противника вокруг имени и произведений Тарсиса подняли шумиху и опубликовали «Палату N 7» в США, Англии и других странах5. Одновременно Тарсису стала оказываться финансовая поддержка. На его имя в иностранных банках на базе авторского гонорара открыт счет, в 1965 году из Лондона поступило два денежных перевода на общую сумму 2000 инвалютных рублей. На полученные деньги он приобрел автомашину «Москвич» и другие дорогостоящие вещи. В адрес советских учреждений и отдельных лиц начинают поступать письма с просьбой разрешить выехать Тарсису и его семье за границу.

Действия Тарсиса по созданию и распространению антисоветских произведений в настоящее время приобрели общественно опасный характер. Сложилось совершенно ненормальное положение, когда антисоветские произведения Тарсиса стали источником его доходов. Тем более, что его деятельность в глазах советских людей остается безнаказанной.

Учитывая общественную опасность действий Тарсиса по написанию и изданию за рубежом с целью распространения антисоветских произведений, полагаем необходимым возбудить в отношении него уголовное дело, провести тщательное расследование и принять соответствующие меры изоляции Тарсиса, исключающие его общение с иностранцами.

Генеральный прокурор Союза   Председатель Комитета государствен-

ССР                                 ной безопасности при СМ СССР

Р. РУДЕНКО                                        В. СЕМИЧАСТНЫЙ.

На документе имеются пометы: 1. «Согласиться. П. Н. Демичев6, А. Н. Шелепин7 (Думаю, что на это решение ЦК не требуется), Д. Ф. Устинов8, Н. В. Подгорный9, Ю. В. Андропов10, А. П. Рудаков11 «; 2. «Работники Отдела культуры тт. Куницын12, Мелентьев13 и Барабаш14 ознакомились. 10/IX-65. Г. Дьяконов15 «.

ЦХСД. Ф. 5. Оп. 36. Д. 148. Лл. 139 – 140. Подлинник.

 

3

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕКРЕТАРИАТА ЦК

КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

19 октября 1965 г.           Совершенно секретно

N Ст 128/бс16

Записка тт. Семичастного и Руденко

от 2 – 4 октября 1965 г. N 2273 – с17.

(тт. Брежнев, Демичев, Суслов, Шелепин, Устинов, Рудаков, Андропов,Подгорный, Кулаков18).

Поручить тт. Демичеву, Захарову19 и Руденко дополнительно рассмотреть вопрос и внести предложения20.

ЦХСД. Ф. 4. Оп. 17. Д. 223. Л. 10. Подлинник.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ЗАПИСКА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

В. Е. СЕМИЧАСТНОГО И ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР

Р. А. РУДЕНКО

2 – 4 октября 1965 г.

Секретно          N 2273-с     ЦК КПСС

 

Докладываем, что, как свидетельствуют имеющиеся материалы, за последние годы во многих капиталистических странах получили широкое распространение произведения советских авторов, передавших их для публикации по нелегальным каналам. Как правило, это различного рода политически вредные литературные «труды» с закамуфлированной или же прямо выраженной антисоветской тематикой.

Особое место среди этой литературы заняли повести московского писателя Тарсиса, страдающего психическим заболеванием, осужденного в свое время Нарицы21 из Ленинграда, а также Абрама Терца и Николая Аржака, под псевдонимами которых скрывались ныне арестованные старший научный сотрудник Института мировой литературы им. Горького, член Союза писателей СССР Синявский и литератор-переводчик Даниэль.

Книги этих авторов, изданные массовыми тиражами, активно используются пропагандистскими центрами противника в антисоветской обработке общественного мнения стран Запада, в распространении так называемой «правды об СССР», а также засылаются в Советский Союз с враждебным умыслом. Подобного рода литература весьма ценится нашим идеологическим противником, что видно на примере неослабевающего стремления искать все новых авторов среди политически сомнительных советских граждан.

Эти устремления заслуживают внимания, т. к. среди подобной категории лиц противник пытается устанавливать личные, вплоть до агентурных, контакты (дела Брука22, Оксмана23 и другие), а авторы, занимающиеся изготовлением и распространением политически вредных произведений, как показывает практика, не преминут случаем напечатать их за рубежом и получить от этого моральное, а нередко и материальное, удовлетворение (публикации так называемого журнала «Синтаксис», «Феникс» и т.

  1. Продолжаем публикацию документов из фондов Центра хранения современной документации (ЦХСД) и Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ) – см. предыдущие выпуски «Вопросов литературы» начиная с 1993 года.[]
  2. См. Приложение к документу 4.[]
  3.  См.: В. Я. Тарсис, Сказание о синей мухе, Франкфурт-на-Майне, «Посев», 1966; В. Я. Тарсис,, Веселенькая жизнь. – «Грани», Франкфурт-на-Майне, 1963, N 54; 1964, N 55. []
  4. 23 августа 1962 года В. Я. Тарсис был насильственно помещен в Клиническую психиатрическую больницу им. П. П. Кащенко (139-е отделение, палата N 7). После международных протестов освобожден в марте 1963 года.[]
  5. Первая публикация – см.: В. Я. Тарсис, Палата N 7, Франкфурт-на-Майне, «Посев», 1965. В. Я. Тарсис описал пережитое им во время ареста и принудительного «лечения». Публикация повести получила большой резонанс, так как впервые стало известно об использовании в СССР психиатрии в политических целях.[]
  6. П. Н. Демичев – секретарь ЦК КПСС, кандидат в члены Президиума ЦК КПСС.[]
  7. А. Н. Шелепин – секретарь ЦК КПСС, член Президиума ЦК КПСС, председатель Комитета партийно- государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР.[]
  8. Д. Ф. Устинов – секретарь ЦК КПСС, кандидат в члены Президиума ЦК КПСС.[]
  9. Н. В. Подгорный – секретарь ЦК КПСС, член Президиума ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР.[]
  10. Ю. В. Андропов – секретарь ЦК КПСС. []
  11. А. П. Рудаков – секретарь ЦК КПСС.

    []

  12. Г. И. Куницын – зам. зав. отделом культуры ЦК КПСС.[]
  13. Ю. С. Мелентьев – зам. зав. отделом культуры ЦК КПСС.[]
  14. Ю. Я. Барабаш – зав. сектором художественной литературы отдела культуры ЦК КПСС.[]
  15. Г. В. Дьяконов – зав. секретариатом отдела культуры ЦК КПСС.[]
  16. »С» указывает на то, что вопрос рассматривался на заседании секретариата ЦК КПСС. []
  17. Имеется Приложение. Печатается ниже.[]
  18. Ф. Д. Кулаков – секретарь ЦК КПСС.[]
  19. Н. М. Захаров – первый зам. председателя Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР.[]
  20. См. документ 5.[]
  21. Михаил Нарица – художник и писатель, неоднократно арестовывался и водворялся в спецпсихбольницы за «преступление» и «болезнь», состоящие главным образом в публикации в 1960 году романа «Неспетая песня» в журнале «Грани» (Франкфурт-на-Майне). См. газету «Экспресс-Хроника» за 26 января 1996 года. (Примечание редакции.)[]
  22. Сведений об этом лице не обнаружено.[]
  23. О преследованиях, которым подвергался известный литературовед Ю. Г. Оксман, см., например, публикацию К. Богаевской «Ю. Г. Оксман в Саратове (Письма. 1947 – 1957)» («Вопросы литературы», 1993, вып. V).[]

Цитировать

От редакции «Палата № 7». Вступительная заметка Л. Лазарева; публикация Т. Домрачевой, Л. Чарской / От редакции // Вопросы литературы. - 1996 - №2. - C. 290-311
Копировать