От Мориса Сева до Агриппы Д’Обинье (Новая книга о французской поэзии XVI века)
Henri Weber, La Creation poetique au XVI siecle en France. Paris, Nizet, 1956, 2 vols, 774 p
Литература французского Возрождения давно уже стала привлекать внимание ученых, особенно поэзия этого времени. После работ Сентбева поток монографий и исследований увеличивался с каждым годом. Большинство литературных течений во Франции XVI века и их отдельные представители изучены теперь достаточно детально. Мы уже знаем очень многое о жизни и творчестве не только таких великих писателей французского Возрождения, как Рабле, Маро, Деперье, Ронсар, Дю Белле, Агриппа д’Обинье, но и ряда менее значительных поэтов и прозаиков. Детально изучены биографии, изданы хорошо прокомментированные тексты… И все-таки можно сказать традиционную фразу: французская литература эпохи Возрождения ждет еще своих исследователей. Исследователей, которые бы осмыслили, привели в систему (а не только установили рамки хронологии) весь тот огромный фактический материал, который был накоплен более чем за полтора века внимательного изучения французского Ренессанса.
Поэтому вышедшая в Париже книга Анри Вебера – его двухтомная монография «Поэтическое творчество в XVI веке во Франции» – не тонет в огромном потоке работ и исследований. Книгу А. Вебера отличает прежде всего новизна методологии. В своем труде Вебер использовал, конечно, достижения современной буржуазной науки о литературе. Но он не ограничился этим. Он отбросил как формалистические концепции таких известных исследователей французской поэзии XVI века, как А. Шамар, Ж. Вианей и П. Ломонье, и попытался подойти к анализу многообразных фактов поэзии французского Возрождения с марксистских позиций. А. Вебер связывает развитие поэзии с основными философскими и общественно-политическими движениями эпохи. Идея историзма проходит красной нитью через книгу Вебера. В этом одно из основных ее достижений. С фактами истории Вебер обращается умело. Исследователь никогда не упускает из виду специфический характер поэтического творчества, не упрощает и не схематизирует литературных фактов. Поэтому его книга не страдает и грехом вульгарного социологизма.
Вебер не пишет истории французской поэзии XVI века. Из многочисленных поэтических произведений эпохи он отбирает только самое главное, то, что, по его мнению, лучше всего характеризует именно творческий, созидательный дух французской поэзии второй половины XVI века. Подобная постановка вопроса – подчеркивание того нового, что было создано французскими поэтами XVI века, подчеркивание их оригинальности – заключает в себе полемику с той точкой зрения буржуазных литературоведов, сторонники которой сводят всю историю поэзии французского Возрождения к подражаниям и заимствованиям. Далек Вебер и от формалистического анализа тем и сюжетов или поэтических приемов. Полемическая заостренность, боевой дух – важная черта работы молодого ученого.
Следует также отметить идею эволюции, развития, положенную в основу книги. Вебер не просто констатирует смену одного литературного направления другим, но подчеркивает их взаимосвязь, с одной стороны, их зависимость от важнейших идеологических и политических движений эпохи, – с другой.
Основной замысел книги определяется ее автором следующим образом: «Мы попытаемся показать путем анализа и сопоставления текстов, как крупные поэты отвечали на два противоречивых требования: через разнообразные подражания выработать свою собственную форму, заставить ожить избитые выражения и самые общие темы, одухотворяя их своим личным опытом, и в то же время – выразить самые характерные мысли, чувства, отразить борьбу их эпохи. И освещая некоторые общие проблемы поэтического творчества, мы постараемся проникнуть через конкретное разнообразие поэтических тем в самую природу французского Возрождения» (стр. 10). Иначе говоря, Вебер хочет не только с новой точки зрения осветить особенности развития французской поэзии XVI века, но и наметить новые пути подхода к анализу литературного произведения вообще.
Поэзия «Плеяды» неизбежно оказывалась в центре внимания исследователей, занимавшихся вопросами ренессансной лирики. Да это и понятно. Ведь именно «Плеяда» во многом определила дальнейшие пути развития французской поэзии. Не случайно поэтому в книге А.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.