О старой сказке и новейшей фантастике
Научная фантастика стремительно меняется. За истекшие десятилетия она проделала значительную эволюцию, над смыслом которой размышляют критики и литературоведы. Этой же проблеме посвящен и разговор на страницах журнала «Вопросы литературы» 1. Но не менее показательную эволюцию претерпели за эти годы взгляды на научную фантастику.
Достаточно сравнить критику прошлого десятилетия с современным ее состоянием, чтобы убедиться, как много воды утекло и здесь.
Раньше, в 60-е годы, стремились прежде всего дать определение научной фантастики; такие определения насчитывались десятками, практически ни одна статья без них не обходилась. В основе же подобных определений лежало твердое убеждение в уникальности научной фантастики, а сущность этой уникальности видели в родстве новой фантастики с научным знанием. Н. Черная говорит в связи с этим о «своеобразной абсолютизации роли науки в развитии научной фантастики» 2. Рудименты этого взгляда встречаютя и сейчас, даже в работах тех исследователей, которые обращаются к истории фантастики, в книге самой Н. Черной, например. В 60-е годы в научной фантастике готовы были увидеть новый метод, в чем-то близкий научному методу, хотя и моделирование, и художественный эксперимент издавна были знакомы искусству.
Теперь о специфике говорят меньше и осторожнее, а определений сильно поубавилось. Но явно намечается новая тенденция: научную фантастику начинают усиленно классифицировать. В ней выделяют приключенческое, философское и иронически-пародийное направления## См.:
- Ю. Смелков, Гуманизм технической эры, «Вопросы литературы», 1973, N 11; Ю. Кагарлицкий, Фантастика ищет новые пути, «Вопросы литературы», 1974, N 10[↩]
- Н. И. Черная, В мире мечты и предвидения, «Наукова думка», Киев, 1972, стр. 8.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1977