Национальная премия «Поэт»: визитные карточки
Национальная премия «Поэт»: визитные карточки / Сост., предисл. С. И. Чупринина. М.: Время, 2010. 400 с.
Национальная премия «Поэт» существует с 2005 года. У нее есть жюри — Общество поощрения русской словесности, состоящее из известных критиков, признанных профессионалов в области литературы. Автор премии — А. Чубайс. Есть список лауреатов — Александр Кушнер (2005), Олеся Николаева (2006), Олег Чухонцев (2007), Тимур Кибиров (2008), Инна Лиснянская (2009), Сергей Гандлевский (2010).
О механизме выбора лауреатов рассказывает в предисловии к антологии координатор премии С. Чупринин. Правом выдвижения кандидата обладают члены Общества поощрения российской словесности, в которое входят профессор РГГУ Д. Бак, заведующий кафедрой литературной критики МГУ Н. Богомолов, историк, соредактор журнала «Звезда» Я. Гордин, академик РАН А. Лавров, член редколлегии журнала «Звезда» С. Лурье, профессор Высшей школы экономики А. Немзер, профессор МГУ В. Новиков, член редколлегии журнала «Новый мир» И. Роднянская, главный редактор журнала «Знамя» С. Чупринин. Также в Общество поощрения русской словесности включаются поэты-лауреаты. Вновь избранный лауреат становится председателем жюри. «Так, впрочем, устроены все крупные премии <…> никакой публичной состязательности, — замечает Чупринин. — И мне это кажется правильным, поскольку мы присуждаем не награду за очередную, пусть яркую, книгу <…> а премию за вклад в отечественную поэзию, по совокупности, как принято говорить, заслуг перед русской литературой» (с. 6).
«Поэт» — одна из крупнейших поэтических премий в мире, и задача, которую ставят перед собой учредители, глобальная: сохранить «великое русское слово». Премия не только отмечает поэта, но и налаживает связи между пишущими и читающими. Популяризации премии служит и хорошо сделанный сайт в интернете, и, теперь, бумажное издание. При этом книга не является «каталогом», чем-то вторичным по отношению к премии-событию, а имеет самостоятельную ценность и внутреннюю драматургию. Все поэты-лауреаты и критики — члены Общества поощрения российской поэзии — представлены произведениями, которые они сами выбрали для этой публикации. Книга разноголоса, авторы расположены в алфавитном порядке, и по красивой случайности начало книги выглядит так, как это бывает в академических изданиях: чтению стихов предшествует их критический разбор. Первое, что видит читатель, — статьи Д. Бака, в которых, среди прочего, дан анализ творчества О. Чухонцева и С. Гандлевского. Гандлевский стал лауреатом премии в 2010 году, и его стихи не успели войти в антологию, но поэт присутствует в книге — в статьях Д. Бака и И. Роднянской.
«Визитные карточки» поэтов-лауреатов не одинаковы по объему и жанру: Кушнер и Лиснянская представлены подборками стихотворений, Кибиров и Николаева — поэмами, Чухонцев — «длинными стихотворениями». «Чистая лирика трудней переносит соседство, — мотивирует свой выбор Чухонцев. — А в букете главное — не отдельный цветок, а искусство икебаны» (с. 320). Композиция книги сочетает художественные произведения и литературную критику, выявляет естественную красоту и своеобразие каждого участника целого.
Тимур Кибиров выбрал для антологии «Лиро-эпическую поэму» (впервые опубликованную в книге «Три поэмы: 2006-2007», 2008). Здесь все смешалось: «Мертвые души», мистер Пиквик и водка «Путинка». В рассказе Кибирова о несуразностях своего времени и своей родины звучат «смех сквозь слезы» Гоголя и добродушная ирония Диккенса. Прозаические авторские замечания — такая же часть поэмы, как и стихотворные строки, комментарии — полноправная составляющая художественного текста, а литературные аллюзии и ассоциации — детали нашей повседневной жизни, такой, «какая она есть».
Избранная лирика Александра Кушнера дана в хронологическом порядке (1965-2008). Здесь стихи — как вехи биографии, как запечатленные дни человеческой жизни. По словам И. Роднянской, «прежде бывшее «неслыханной дерзостью» не утратило этих свойств и сегодня»1: быть человеком, а не человеком своего времени — по-прежнему мужество. Стихи о жизни и о смерти. И оправдание смерти: она делает ценной любую мелочь на этой земле. Радость потрогать скатерть на столе, реальную, бытовую, «край ее с машинной строчкой» (с. 87), радость созерцания насекомых, их кружевных нарядов, отслуживших к сентябрю («Сентябрь выметает широкой метлой…»), радость зимних пуховиков и снега-пуха («Боже, ты показываешь зиму…»). Завершает подборку стихотворение «В поезде», в котором бытовая зарисовка служит метафорой важнейшей темы. Сумрачный пригородный поезд из Гдова идет, как время из темных веков; и когда-нибудь из своего настоящего, как из родного поэту Царского Села, придется сойти в общий вагон смерти. «Одно спасенье — ты со мной. / И, примирясь с вагонной тьмой, / Я примирюсь и с вечной тьмою. / Давно таких печальных снов / Не видел. Где он, этот Гдов? / Приеду — атлас я открою» (с. 117).
Подборка стихотворений Инны Лиснянской, включающая произведения 1967-2009 годов, наполнена тихой мудростью, смирением и сочувствием к мелочам. В домашних делах открывается космический подтекст: «Заглатывай косточку яблока — весточку рая! / Какая потеха — вечерняя наша морока, — / В единое нечто разрозненный сор собираем / В том хаосе, где и пылинка — и та одинока!» (с. 143) («Пылесос», 1979, посвящение О. Чухонцеву), в брошенном платье видится сброшенная кожа и двойник лирической героини («Платье», 1968). В стихах из книги «В пригороде Содома» автор рисует отношения немолодых возлюбленных и раскрывает эту редкую тему с небывалой лирической силой. Ветхость тела и молодость чувства рождает не только смирение, но и торжество, благодарность за совместную старость, которая и есть любовь («У Яффских ворот», «На садовой скамейке», «Ревность», «Наша встреча», «Под переплетом» и другие). В антологии перемешаны, заплетены, сотканы воедино известные стихи Лиснянской, уже ставшие «визитной карточкой» поэта, и совсем новые, еще не опубликованные в книгах, произведения.
Олеся Николаева представлена в антологии одной большой вещью: романом в стихах «Августин». Афористичность «посылок» («Тот, кто поручил мне Августина, / говорил: человек может сломаться / под тяжестью слишком рано исполненного желанья», с. 244) и повествовательный тон всего произведения, анафоры, нерифмованный акцентный стих отсылают к средневековой лирике. Современность и конкретика в стихах Николаевой просвечены вечностью, и все вместе — красотой и энергией. В своей речи при вручении премии О. Николаева говорит: «Ибо и само поэтическое слово — вовсе не номинально, а энергийно: в нем — бездна бездну призывает <…> Оно — пророчественно. Оно — царственно. Оно — вдохновенно <…> Многие называют ее, эту энергию, звук: «В стихах есть звук». Но это — энергия. Многие называют ее «музыкой»: «Музыка стиха». Но это — энергия».
Олег Чухонцев предлагает вниманию «вещи из нереализованного проекта длинных стихотворений или коротких поэм и баллад» (с. 320). Авторское определение жанра — на грани лирического и лиро-эпического. Первое стихотворение «Велосипеды» — трезвый взгляд на тему ностальгии. В подборку также входят «Superego», «Напоминание об Ивике», «Двойник», «Военный билет № 0676852: баллада», «Дом», «…А в той земле, где Рыбинское море», «Закрытие сезона: descriptio». Завершает антологию программное стихотворение «- Кые! Кые!», где через описание местного сумасшедшего, чья тележка гремит, как колесница Ильи Пророка, всегдашние риторические вопросы задаются без пафоса, просто и ново: «…Зачем человек явился? / Зачем как судьбу толкает два колеса, / и в праздники плачет, и лихо с улыбкой терпит, / и радуется не к месту…» (с. 347).
За счет включения в книгу критических статей создается представление об эстетической и теоретической базах современной поэзии, показывается контекст, увеличивается количество значимых для поэзии имен. Кроме лауреатов в книге представлены Виктор Соснора2 («заметки» Я. Гордина), Максим Амелин, Елена Фанайлова, Мария Степанова (статьи Д. Бака), Вениамин Блаженный, Борис Херсонский, Андрей Василевский («В погоне за флогистоном» И. Роднянской) и другие. Для читателя, уже наметившего себе ориентиры в современной русской поэзии, присутствие в книге многих имен увеличит возможность попадания в интересующие его темы. А для тех, кто только собирается выйти из школьного или классического чтения в лабиринт современной литературы, эта книга может стать своеобразным путеводителем. Начав с данного «списка рекомендованных поэтов», занесенных в красную книгу антологии «Визитные карточки», начинаешь с главного, и в дальнейшем сможешь выбирать свои предпочтения и нюансы.
В антологии большой временной охват. Авторы представлены произведениями разных лет. Сюда же косвенно включена поэзия начала прошлого века (исследование А. Лаврова о Белом и Пастернаке, эссе-рассказ С. Лурье о Мандельштаме, статья В. Новикова «Хлебников и современная русская поэзия»). А. Немзер в цикле очерков «Восемь стихотворений» останавливается на детальном разборе одного лирического события. В фокусе внимания каждого очерка — одно стихотворение (от Г. Державина до Д. Самойлова). Таким образом, книга «Премия «Поэт»: визитные карточки» представляет не только современную литературу, но и механизмы поэзии как таковой.
Конечно, как любой сборник, тем более книга стихов, антология предполагает «чтение с середины» — обращение за одним стихотворением (вспомнить строчку), одной статьей (найти дополнительные сведения по теме). Но все же интересно прочитать ее от начала (и до конца), в последовательности, предложенной составителями и жребием-алфавитом, и получить картину современной литературной реальности, увиденной глазами премии «Поэт». Премии, которая ни разу не ошиблась в выборе, каждый год называя своим лауреатом бесспорно значимую фигуру русской поэзии конца ХХ — начала ХХI века.
Е. ЮГАЙ
г. Вологда
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2012