№1, 1996/Мозаика

На семинаре в Центре Карнеги

С 1993 года в Москве функционирует семинар «Межнациональные отношения в России и СНГ» Московского Центра Карнеги при участии Ассоциации Исследователей Российского Общества XX века. В мае 1995 года вторая часть десятой сессии семинара, рассматривавшей проблему «Национальный экстремизм», по инициативе Московского Центра Карнеги проводилась совместно с редколлегией журнала «Вопросы литературы».

Обсуждение открыл вступительным словом главный редактор журнала Л. Лазарев; в дальнейшем он и Г. Бордюгов вели заседание как сопредседатели. Были заслушаны доклады: А. Нуйкина «Нравственные и эстетические ориентиры агрессивного национализма» и С. Ломинадзе «Национальный экстремизм как общественный и психологический феномен». В прениях выступили В. Булдаков (Институт российской истории РАН), А. Гроссман (журнал «Вопросы истории»), А. Искандарян (Центр кавказских исследований), А. Чечевишников (Независимый институт социально- исторических проблем при МГУ) и другие исследователи, писатели А. Борщаговский, В. Войнович, Б. Сарнов. Доклад А. Нуйкина будет опубликован в очередном выпуске «Межнациональные отношения в России и СНГ. Семинар Московского Центра Карнеги» (см., уже вышедший «Выпуск 1: доклады 1993 – 1994 гг.», М., 1994). Текст доклада выступавшего от «Вопросов литературы» С. Ломинадзе печатаем ниже.

Рассмотрение национального экстремизма в психологическом плане предполагает, казалось бы, обращение прежде всего к данным этнопсихологии. Выясняется, однако, что эта отрасль знания до сих пор «не представляет собой единого целого ни по тематике, ни по методам». Недаром, созданная в 1860 году М. Лацарусом и X. Штейнталем в качестве «психологии народов», она уже тогда являлась дисциплиной «идеалистической по своим основаниям». Правда, в том же авторитетном справочном издании сказано, что «в современных условиях особое внимание в Э[тнопсихологии] уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, нахождению эффективных путей их разрешения…» 1. Это вроде бы как раз интересно и актуально, но что мыслится под «этническим конфликтом»? «Этнический конфликт – форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку. Источником Э[тнического] к[онфликта], как правило, являются внеэтнические социально-политические и экономические противоречия» 2. Перед нами типично марксистский подход, при котором сфера национального лишена самостоятельного статуса и все происходящие в ней процессы редуцируются к внеположным ей первопричинам, в конечном счете – экономическим. (Подобно тому как первопричина религиозных войн в средние века с точки зрения марксизма коренилась отнюдь не в религиозных убеждениях людей.) Это, в сущности, та же методология, которой большевики придерживались, к примеру, еще на заре существования СССР: «Национальный вопрос тоже имеет своей причиной классовую борьбу» 3. Но думается, ход истории подтвердил куда большую достоверность прямо противоположного взгляда, удачно сформулированного, в частности, Бердяевым: «Национальное единство глубже единства классов, партий и всех других преходящих исторических образований в жизни народов» 4. О первичности национального начала невольно свидетельствует и знаменитое ленинское высказывание (в 1922 году) о таком «типе русской жизни», как Обломов: «Россия проделала три революции, а всё же Обломовы остались, так как Обломов был не только помещик, а и крестьянин, и не только крестьянин, а и интеллигент, и не только интеллигент, а и рабочий и коммунист. Достаточно посмотреть на нас, как мы заседаем, как мы работаем в комиссиях, чтобы сказать, что старый Обломов остался, и надо его долго мыть, чистить, трепать и драть, чтобы какой- нибудь толк вышел«5. Трудно более выразительно продемонстрировать неистребимость национальной сердцевины, способной сохраняться в самых разных партийно-классовых оболочках:

  1. Этнопсихология. – «Психология. Словарь», изд. 2-е, исправленное и дополненное, М., 1990, с. 468, 469.[]
  2. Этнический конфликт. – «Психология. Словарь», с. 467.[]
  3. «Тайны, национальной политики ЦК РКП. «Четвертое совещание ЦК РКП с ответственными работниками национальных республики областей в г Москве 9 – 12 июня 1923 г.». Стенографический отчет», М., 1992, с. 254.[]
  4. Николай Бердяев, Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности, М., 1918 (Репринт 1990), с. 97.[]
  5. »Ленин о культуре и искусстве», М., 1956, с. 341.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1996

Цитировать

От редакции На семинаре в Центре Карнеги / От редакции // Вопросы литературы. - 1996 - №1. - C. 370-374
Копировать