№6, 1977/Обзоры и рецензии

На новом этапе

«Multinationale Sowjetliteratur. Kulturrevolution. Menschenbild Weltliterarische Leistung. 1917 – 1972», Aufbau-Verlag, Berlin und Weimar, 1975, 765 S.

Изучение советской литературы в ГДР имеет уже давние и добрые традиции. Если в начале 50-х годов здесь появлялись главным образом переведенные на немецкий язык работы советских критиков и литературоведов, а несколько позднее – брошюры и статьи о творчестве выдающихся советских писателей, авторами которых были наши немецкие коллеги, то сейчас, в 70-е годы, из солидных трудов по истории и теории советской литературы, созданных в ГДР за последние десять – пятнадцать лет, можно составить библиотеку. И здесь мы найдем такие серьезные коллективные труды, как двухтомная «История русской советской литературы» (1973 – 1975), подготовленная профессорами и преподавателями ряда университетов республики1, «Встреча и союз» (1972), «Защита человечества» (1975). Последние две книги созданы сотрудниками Центрального института истории литературы АН ГДР на основе международных научных конференций, проведенных в свое время в Берлине. В них рассматриваются исторические и теоретические аспекты взаимоотношений советской и немецкой литератур, диалектика национального и интернационального в произведениях писателей стран социалистического содружества, посвященных второй мировой войне, битве с фашизмом.

Наши немецкие друзья, систематически занимающиеся изучением советской литературы, сделали много полезного для пропаганды ее лучших художественных достижений. Однако нельзя не заметить, что до начала 70-х годов в ГДР, как и во многих других странах, обращалось внимание главным образом на русскую литературу. Невольно оставалось в стороне богатейшее творчество народов СССР.

В последние годы в ГДР наметился серьезный поворот к изучению именно многонациональной советской литературы. Здесь появилось несколько коллективных трудов, где вопросы национального и интернационального, развития и состояния литературы нашей страны занимают особое место. Хотелось бы в этой связи вспомнить упоминавшуюся уже книгу «Защита человечества», имеющую подзаголовок «Антифашистская борьба и построение социалистического общества в многонациональной советской литературе и в литературах европейских социалистических стран» (она открывается разделом «Социалистический патриотизм и пролетарский интернационализм. Всемирно-литературные аспекты отображения Великой Отечественной войны в советской многонациональной литературе»), и главным образом труд «Многонациональная советская литература», выпущенный в свет Центральным институтом истории литературы АН ГДР под редакцией Г. Цигенгайста, Э. Ковальского и А. Хирше.

Труд этот охватывает большой круг коренных проблем литературного развития в СССР на протяжении более полувека – с 1917 по 1972 год.

В основе книги лежат такие комплексные вопросы, как культурная революция и литература, образ человека и принципы его изображения, вклад советской многонациональной литературы в мировой литературный процесс. Органически связанные друг с другом, эти вопросы дают богатейший материал для глубоких размышлений об исторических судьбах литературы, рожденной Октябрем.

Во всех четырех разделах книги последовательно разбирается литературная и общественная жизнь в Советском Союзе в ее историческом движении. Читая первый раздел, как бы погружаешься в бурную общественно-политическую атмосферу 20-х годов, когда в ожесточенной классовой борьбе партия проводила в жизнь ленинскую политику в области культуры. Автор раздела Н. Тун шаг за шагом выявляет сущность и функции социалистической литературы первого послереволюционного десятилетия, справедливо рассматривая ее как неотъемлемую часть культурной революции. При этом она обращает внимание на роль классического наследия в становлении и развитии новой литературы, на ее эстетические завоевания, – ведь в недрах этой литературы уже в 20-е годы складывался новый творческий метод – социалистический реализм, шли поиски нового героя.

Во втором разделе (авторы – Ф. Мирау и И. Идцитковски) мы становимся свидетелями напряженной борьбы за социалистическую литературу, в процессе которой кристаллизуются отношения писателей к революции, к революционным преобразованиям в стране. Важно было разобраться во всех сложностях литературной жизни первых послеоктябрьских лет, в причудливых переплетениях прошлого и настоящего, в органической связи исторического прогресса с судьбами каждого человека, с формированием новой личности как части целого. Обращаясь к творчеству А. Блока, Д. Бедного, Д. Фурманова, С. Есенина, В. Маяковского, Ф. Гладкова, А. Фадеева и других писателей «первого призыва», авторы раскрывают сущность общественно-литературных процессов тех лет. Рождение пролетарского искусства в СССР неразрывно связано с именем Горького, с его многогранной культурно-политической и публицистической деятельностью, которая сжато и убедительно характеризуется в этом разделе. В центре внимания – горьковское решение вопроса о новом герое, нерасторжимо связанном с массами, духовно растущем человеке.

В 30-е годы новый творческий метод завоевывал всемирно-исторические высоты в осмыслении реального гуманизма (это рассматривается в специальном разделе, авторы которого – Г. Дювель, Э. Ковальски, К. Глобиг, Х. Мюллер). Здесь тщательно исследуются формирование личности, те новые социальные и нравственные конфликты, которые ей приходится решать. Подчеркиваются успехи в изображении людей труда. Авторы, в особенности Э. Ковальски, закономерно обращаются к эстетическим поискам, характерным для советской литературы этого периода. Речь идет о зарождении эпических жанров, о широком движении литературы от скрупулезного анализа многообразной действительности к художественному синтезу, к созданию произведений эпического звучания.

В этом же разделе ведется серьезный разговор о патриотизме и интернационализме в советской литературе предвоенного десятилетия, ее роли в борьбе с международным фашизмом, ее влиянии на мировую антифашистскую культуру; говорится об антифашистском и антиимпериалистическом характере «оборонной литературы», которая выдержала историческое испытание на человечность и социальную справедливость.

Авторы четвертого раздела (А. Хирше, П. Кирхнер, Р. Гебнер), который является, на мой взгляд, в книге центральным, сосредоточили внимание на вопросах социалистического гуманизма, приобретающих в условиях развитого социализма особо важный характер, на принципах изображения человека в современной литературе, на раскрытии художественного многообразия и богатства многонациональной советской литературы, впитавшей в себя исторический опыт литератур всех народов СССР. И в этом разделе на первом плане – суть новой концепции мира и человека, утверждаемой писателями нашей страны.

Сам выбор аспекта в подходе к материалу – мир и человек в движении, развитие общественного и художественного сознания – дал возможность авторскому коллективу по-новому подойти к история советской литературы. Ведь проблема раскрытия человека – деятеля, борца является центральной для понимания характера социалистического общества и его культуры. Она тесно связана и с практикой современной литературы, с интерпретацией ее истории, со всей ее устремленностью в будущее, связана, в частности, и с изображением человека эпохи научно-технической революции.

Исследуя тему Великой Отечественной войны в литературе, выявляя эстетические искания современных художников слова, авторы особо подчеркивают новые качества гуманизма, новые параметры духовного роста человека. Здесь органически переплетаются такие проблемы, как изображение войны, ее последствий и всех изменений в современном мире, произошедших за три последних десятилетия, неразрывности судьбы человеческой и судьбы народной.

В этом разделе, пожалуй, впервые в ГДР предпринимается попытка осознания такого феномена, как многонациональная советская литература, попытка разобраться в диалектике национального и интернационального, в характере разрушений и обновлений традиций, то есть в вопросах, которыми живет сейчас литература, создаваемая на десятках языков народов СССР. Естественно, что и в данном случае авторы не обходят всей сложности и противоречивости литературного процесса, в центре которого – большие проблемы нашего века, борьба за личность цельную и гармонически развитую. Именно в этой связи сопоставляется история человечества и мир индивидуума, пассивно-гуманистическое восприятие мира и активно-гуманистическое изменение его.

Перед нами развертывается реальная, многокрасочная картина развития советской литературы, картина, в которой находят свое место романы и повести А. Фадеева, М. Шолохова, Л. Леонова, К. Федина, М. Ауэзова, К. Симонова, О. Гончара, Г. Николаевой, Й. Авижюса, С. Залыгина, Ч. Айтматова, И. Друцэ, М Слуцкиса, Ю. Рытхэу, В. Кожевникова, В. Тендрякова, стихи и поэмы А. Твардовского, В. Луговского, П. Тычины, Э. Межелайтиса, Р. Гамзатова. При этом авторы стремятся подчеркнуть своеобразие и неповторимость каждого из художников.

Таким образом, книга дает целостное представление о движении советской литературы по основным историческим магистралям. Но вместе с тем это не история советской литературы, а проблемно-теоретический труд, в котором исследуются закономерности и тенденции развития советской литературы на разных ее этапах.

Особенностью этого труда является и то, что изложение материала, трактовка важнейших проблем даны в нем с позиций марксистско-ленинской методологии, а также и с учетом интересов немецкого читателя. Вот почему особое место занимают вопросы социалистического интернационализма, обстоятельное освещение антифашистского характера советской литературы, ее роли в борьбе за мир сегодня. Убедительно показано место советской литературы в мировом литературном процессе, ее влияние на судьбы прогрессивного искусства.

Всей логикой изложения материала авторы подводят немецкого читателя к мысли о том, что единство и братство литератур народов СССР является историческим примером для литератур социалистических стран, развивающихся под знаменем социалистического реализма2, «моделью» будущего содружества литератур во всем мире.

Касаясь вопроса о взаимоотношении Запада и Востока, авторы книги справедливо отмечают, что развитие мировой социалистической системы разрушило старые представления об этих двух якобы извечно противостоящих друг другу регионах культуры, В Советском Союзе европейские и восточные литературы развиваются на единой социалистической основе. После второй мировой войны к этой культурной общности присоединились многие литературы Европы и Азии, образовав новый центр мирового художественного процесса, с которым так или иначе связаны социалистические и прогрессивные литературы мира.

При всех бесспорных достоинствах книги, нельзя не отметить и некоторых ее недостатков, вызванных главным образом тем, что о многонациональном характере советской литературы речь идет, как уже говорилось выше, только в четвертом разделе. Кроме того, в орбиту внимания авторов попадают лишь отдельные национальные литературы (например, украинская, литовская, киргизская и некоторые другие), не всегда дающие основание для широких обобщений, касающихся литературы, создаваемой на 76-ти языках.

Но это, разумеется, максимальное требование, которое может быть реализовано только в будущем. И в тесном содружестве с советскими учеными. Однако уже и сейчас перед нами значительный труд, обозначивший новый и более зрелый этап литературной науки в ГДР.

  1. См. обстоятельные рецензии на нее Е. Любаревой в журнале «Вопросы литературы»: на первый том – 1974. N 5, на второй – 1976, N 8. На двухтомную «Историю» появилась и рецензия А. Михайлова и В. Протченко в журнале «Русская литература» (1976, N 3), в которой, к сожалению, говорится больше о недостатках, чем о достоинствах этого серьезного труда. Кроме того, авторы рецензии предъявляют ученым ГДР претензии, что, поскольку ими исследуется «инонациональная» литература, они якобы не сумели «прояснить» национальное своеобразие русской советской литературы и должным образом оценить «новокрестьянскую поэзию» 20-х годов – творчество Н. Клюева, С. Клычкова, П. Орешина и А. Ширяевца. И этот упрек принять никак нельзя, как нельзя согласиться и с предлагаемой авторами рецензии «концепцией» исторического движения русской советской поэзии, вехами в котором, с их точки зрения, были Клюев. Орешин, Исаковский, Твардовский. Считать поэзию Твардовского только лишь крестьянской – более чем странно, так как общеизвестно, что великий русский советский поэт продолжал не линию «новокрестьянской поэзии» 20-х годов, а большую традицию, идущую от Пушкина, Некрасова, Блока, Маяковского.[]
  2. В 1975 году в ГДР вышел коллективный труд «Литература европейских социалистических стран», подготовленный Центральным институтом истории литературы АН ГДР, который по своему характеру примыкает к «Многонациональной советской литературе».[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 1977

Цитировать

Борщуков, В. На новом этапе / В. Борщуков // Вопросы литературы. - 1977 - №6. - C. 287-292
Копировать