№5, 1969/Коротко о книгах

Мастерство Шевченко-поэта

Г. К. Сидоренко, Ритміка Шевченка, Вид. Київського університету, 1967, 188 стор.

Среди мировых поэтов XIX столетия Тарас Шевченко был одним из наиболее своеобразных по выразительным средствам и ритмическому богатству. Дело не только в том, что для выражения чувств, мыслей и настроений он часто прибегал к перелому ритма и перемене метра. Нечто подобное можно увидеть и в «Джиннах» В. Гюго, и в знаменитых «Колоколах» Эдгара По, и в «Дзядах» Мицкевича, и в «Саге о Фритьофе» Эсайаса Тегнера. Но все они придерживаются определенной системы – будь то силлабическая или силлабо-тоническая. Иное – у Шевченко. Уже в первом дошедшем до нас его произведении – балладе «Причинна» («Порченая», 1837) выявляется сочетание двух различных ритмических систем. Начало баллады, собственно вступление, дающее изображение бурной непогоды на Днепре, написано четырехстопным ямбом. Далее силлабо-тонический размер уступает место ритмике чисто народного стиха – так называемого коломыйкового с определенной хореической каденцией.

Было бы наивно в наше время, когда существует большая исследовательская литература о мастерстве Шевченко, объяснять загадочный феномен одновременного использования и известных литературных метров, и своеобычной силлабики украинской народной песни просто отсутствием технических навыков у поэта. То, что старые критики творчества Шевченко, вроде П. Кулиша или М. Максимовича, считали «неумелостью поэта-самородка», на самом деле свидетельствовало о непонимании ими сложного и глубокого мастерства Великого Кобзаря. До конца своих дней Шевченко не изменял принципам взаимосочетания литературных размеров с песенными размерами коломыйкового, колядкового или козачкового стиха.

Шевченковская ритмика сама по себе была явлением настолько отходящим от общепринятых канонов, что анализ «Кобзаря» с формальной стороны всегда вызывал и отчасти вызывает я теперь научные споры. Вот почему появление работы Г. Сидоренко, стремящейся раскрыть некоторые секреты творчества украинского Кобзаря, нельзя не отметить как положительный факт. Многие годы Г.

Цитировать

Дейч, А. Мастерство Шевченко-поэта / А. Дейч // Вопросы литературы. - 1969 - №5. - C. 229-231
Копировать