№5, 1969/Коротко о книгах

Мастерство Шевченко-поэта

Г. К. Сидоренко, Ритміка Шевченка, Вид. Київського університету, 1967, 188 стор.

Среди мировых поэтов XIX столетия Тарас Шевченко был одним из наиболее своеобразных по выразительным средствам и ритмическому богатству. Дело не только в том, что для выражения чувств, мыслей и настроений он часто прибегал к перелому ритма и перемене метра. Нечто подобное можно увидеть и в «Джиннах» В. Гюго, и в знаменитых «Колоколах» Эдгара По, и в «Дзядах» Мицкевича, и в «Саге о Фритьофе» Эсайаса Тегнера. Но все они придерживаются определенной системы – будь то силлабическая или силлабо-тоническая. Иное – у Шевченко. Уже в первом дошедшем до нас его произведении – балладе «Причинна» («Порченая», 1837) выявляется сочетание двух различных ритмических систем. Начало баллады, собственно вступление, дающее изображение бурной непогоды на Днепре, написано четырехстопным ямбом. Далее силлабо-тонический размер уступает место ритмике чисто народного стиха – так называемого коломыйкового с определенной хореической каденцией.

Было бы наивно в наше время, когда существует большая исследовательская литература о мастерстве Шевченко, объяснять загадочный феномен одновременного использования и известных литературных метров, и своеобычной силлабики украинской народной песни просто отсутствием технических навыков у поэта. То, что старые критики творчества Шевченко, вроде П. Кулиша или М. Максимовича, считали «неумелостью поэта-самородка», на самом деле свидетельствовало о непонимании ими сложного и глубокого мастерства Великого Кобзаря. До конца своих дней Шевченко не изменял принципам взаимосочетания литературных размеров с песенными размерами коломыйкового, колядкового или козачкового стиха.

Шевченковская ритмика сама по себе была явлением настолько отходящим от общепринятых канонов, что анализ «Кобзаря» с формальной стороны всегда вызывал и отчасти вызывает я теперь научные споры. Вот почему появление работы Г. Сидоренко, стремящейся раскрыть некоторые секреты творчества украинского Кобзаря, нельзя не отметить как положительный факт. Многие годы Г. Сидоренко успешно работает над изучением проблем украинского стихосложения, которые до последнего времени не получали достаточного теоретического разрешения.

Книга Г. Сидоренко открывается историческим очерком об изучении ритмики Шевченко. Рассматривая работы украинских, белорусских и русских исследователей, автор освещает различные точки зрения на поэтическое мастерство Шевченко, В частности, исследуется обстоятельный и во многом не утративший ценности до сих пор труд композитора С.

Цитировать

Дейч, А. Мастерство Шевченко-поэта / А. Дейч // Вопросы литературы. - 1969 - №5. - C. 229-231
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке