«Люблю грозу в начале мая…». Эпиграммы
Здесь публикуются пародии из литературного наследства А. Раскина. Пародия «Королева Марго» впервые была напечатана в одной из молодежных газет.
ВЕСНА И МИР
Александр БЕК
– Я буду стрелять, – негромко сказал Момыш-Улы. Я молча отложил в сторону карандаш.
– Нет! – сказал Момыш-Улы. – Я ничего не расскажу вам о нашей казахской весне. Я не расскажу вам о том, как я люблю первую весеннюю грозу, когда в голубом нашем небе… – Тут он сделал паузу и внимательно посмотрел на меня.
– Между прочим, – сказал он так же негромко, – если я сейчас ударю вас шашкой, то вы быстро обретете так называемый вечный покой.
Я поспешно отбросил в сторону вечную ручку.
– На чем мы остановились? – помолчав спросил Момыш-Улы. Он остановил меня коротким движением руки.
– Я все помню, – сказал он. – Я не хотел говорить с вами о том, как весело грохочет в голубом нашем небе первый гром. Я бы сказал, что он делает это, как бы резвяся и играя…
– Играя? – поспешно переспросил я.
– Да, – медленно ответил мне Момыш-Улы. – Я сказал «играя». Но я не играю с вами, – сухо добавил он. – Как по-вашему, что это такое?
– Ручная граната, – быстро ответил я и поспешно отложил грифель и доску.
– Совершенно верно, – сдержанно одобрил меня Момыш-Улы. В суровых глазах его впервые за этот вечер я увидел нечто вроде улыбки. – Вы, кажется, любите чай с лимоном? – тихо спросил он.
Я осторожно кивнул.
– Боюсь, что чай с «лимонкой» понравится вам гораздо меньше… Я кивнул еще раз. Мы помолчали. Потом я заговорил:
– Послушайте, Баурджан, я все-таки написал о вас три книги. Их читают во всех странах. Неужели вам так трудно рассказать мне, что вы думаете о весне и мире? Ведь мы знакомы больше двадцати лет…
– Вы хотите сыграть на приятельских отношениях? – спросил меня Момыш-Улы с той холодной яростью, которая была хорошо известна всем знавшим его. Я понял, что лучше всего переждать эту вспышку молча.
– Вы хотите подкупить меня тиражами? – спросил меня Момыш-Улы грозным полушепотом.
– Вы думали, что я клюну на переводы? – это было последнее, что я услышал…
Я очнулся на полу. Момыш-Улы сидел рядом со мной и задумчиво сосал трубку. Посмотрев мне прямо в глаза, он сам протянул мне свой карандаш.
– А теперь пишите! – сказал он и положил на стол трофейный маузер. – Пишите все, о чем я не хотел говорить с вами! – И он начал: – Люблю грозу в начале мая…
И дрожащей рукой я записал эти суровые слова…
КОРОЛЕВА МАРГО
Юрий НАГИБИН
Первую майскую грозу я привык встречать в Москве, на Чистых прудах. Это наша старая школьная традиция. В те далекие дни, когда я жил в одном из чистопрудных переулков и учился в средней школе, я проглотил полное собрание сочинений Александра Дюма-отца. Все девяносто семь томов. Дюма свел меня с ума. Вся школа прочла Александра-отца. Атос, Портос и Арамис пленили наше воображение. Весь наш двор играл в мушкетеров. До сих пор мне приятно вспомнить, как мы лупили гвардейцев кардинала, живших в соседнем переулке. Да, это была великая победа!
А ожерелье королевы, которое мы похитили у Петькиной бабушки, не простившей нам этого до сих пор!
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.