Короткие рассказы
ХОДЖА НАСРЕДДИН – АКАДЕМИК
Знаменитый грузинский драматург, академик Шалва Николаевич Дадиани принадлежал к знатному и богатому роду – его родители владели чуть ли не всей Кахетией.
В молодости Дадиани увлекся театром, подружился с бродячей труппой и ушел из дому. Он писал водевили, был актером, режиссером и даже антрепренером.
В одном маленьком городке труппа Дадиани собиралась дать спектакль. Надо было немедленно внести арендную плату за помещение, а денег – ни гроша. Дадиани явился к местному богачу.
– Я – Дадиани…
– Знаю вас, светлейший князь…
– Дайте взаймы сто рублей… Я выдам вексель… Перед началом спектакля, когда будут проданы билеты, уплачу долг…
– С радостью! – ответил богач, вручил сто рублей, а Дадиани подписал вексель.
Получив деньги, Дадиани отправился с друзьями в ресторан. После обеда у него оказалось только семьдесят рублей. Придя в театр, антрепренер узнал цензура запретила спектакль.
Что делать?
Дадиани взял в аренду гроб, установил его на сцене, лег в гроб, а артисты с печальными лицами окружили «покойника». О внезапной «кончине» князя стало известно богачу. Он пришел в театр и, обращаясь к актерам, сказал:
– Вексель я уничтожаю… Это – мое участие в вашем общем горе… и тут же разорвал вексель на мелкие клочки.
Вскоре богач ушел; Дадиани под общий смех бодро восстал из гроба. Затем гроб был возвращен владельцу, а труппа начала готовиться к переезду в другой город.
На следующий день богач случайно встретил на улице Дадиани. Решив, что перед ним – привидение, он в смертельном испуге бросился бежать.
Дадиани не стал его догонять.
НЕОЖИДАННЫЙ ОТВЕТ
Много лет назад газета «Труд» опубликовала статью театрального критика С.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1968