№1, 1984/Хроника

К юбилею Стендаля

200-летию со дня рождения великого французского писателя была посвящена научная сессия, состоявшаяся в июне 1983 года в ИМЛИ.

В программу вошли доклады, касающиеся общих проблем современного стендалеведения, а также труды, освещающие некоторые менее изученные стороны многообразной творческой деятельности писателя.

Ю. Виппер во вступительном слове отметил, что признание и слава пришли к создателю «Пармской обители» поздно, зато в XX веке увлечение творчеством Стендаля, исследовательское и читательское, непрерывно возрастает. Менялся и продолжает оставаться объектом дискуссий взгляд на место Стендаля в литературном развитии XIX века. Первоначально в литературоведении XX века преобладала точка зрения, согласно которой творчество Стендаля представляет собой более ранний, «архаический» этап в истории критического реализма в сравнении с творчеством Бальзака. При этом либо абсолютизировалось влияние на Стендаля просветительской мысли XVIII века, либо преувеличивалась его связь с романтизмом, – в последнем случае Стендаль трактовался как переходная от романтизма к реализму фигура. Подчеркнув односторонность обеих этих концепций, Ю. Виппер обратил внимание на то, что творческие принципы Стендаля питались традициями не только романтизма и XVIII века, но также и Возрождения и XVII столетия, что не мешало, а, напротив, способствовало глубокой оригинальности его художественной деятельности, открывающей новый этап в литературном развитии – этап критического реализма.

Своеобразие созданного Стендалем варианта «истории молодого человека XIX столетия», варианта, насыщенного огромным общественным содержанием, Ю. Виппер связал с художественной убедительностью и психологической достоверностью утверждения внебуржуазных гуманистических жизненных ценностей. В образе стендалевского героя воплощен гуманистический идеал человека, не измельченного современной писателю буржуазной действительностью и потому способного испытывать сильные чувства, чуждые соображениям расчета и корысти. В поисках и душевных конфликтах героев Стендаля отражен напряженный самоанализ писателя, однако его герои – это типы, которые не могут быть отождествлены с авторским «я», Но и в автобиографических произведениях Стендаль не только выражал себя, но и осмыслял свою личность как бы со стороны, в ее внутренних противоречиях и в широкой общественной перспективе, как порождение конкретной эпохи, рубежи которой он отчетливо осознавал. Эти черты и делают, скажем, «Жизнь Анри Брюлара» одним из значительнейших памятников мемуарного жанра.

В докладе «Мировое значение Стендаля» Д. Затонский охарактеризовал Стендаля как представителя поколения, воспитанного Великой французской революцией, принесшей ощущение движения истории и рождения нового, вполне буржуазного мира, соприкосновение с которым и породило новую литературу. Мировое значение Стендаля проистекает из того, что он был одним из создателей эстетики и поэтики классического реализма, к главным признакам которого относятся историзм, социальный анализ, взаимодействие типических характеров с типическими обстоятельствами, «саморазвитие» характеров и «самодвижение» действия, стремление к синтетическому и в то же время детализированному воссозданию действительности.

Докладчик подробнее остановился на одном из аспектов конституирования нового метода: на переходе от исторического романа, порожденного романтическим в своей основе методом В. Скотта, к роману о современности, созданному Стендалем, Бальзаком, Диккенсом, Теккереем. В романе Скотта, свидетеля французской революции и наполеоновских войн, прошлое впервые было осознано как история, в ее изменчивости и обусловленности.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1984

Цитировать

Зыкова, Е. К юбилею Стендаля / Е. Зыкова // Вопросы литературы. - 1984 - №1. - C. 271-273
Копировать