Из истории несостоявшейся поездки С. Есенина за границу
В литературе о С. Есенине прочно утвердилось мнение о том, что «впервые мысль о поездке за границу возникает у Есенина… еще в феврале 1921 года»1. При этом исследователи обычно ссылаются на воспоминания Рюрика Ивнева о его беседе с наркомом просвещения А. В. Луначарским относительно возможности предоставления ему и С. Есенину заграничной командировки и на записку Луначарского заместителю наркома иностранных дел Л. М. Карахану с просьбой «оформить поездку за границу поэтов Сергея Есенина и Рюрика Ивнева»2.
Однако неизвестные до сих пор документы, сохранившиеся в архивах Наркомпроса, свидетельствуют, что впервые вопрос о заграничной командировке поэтов С. Есенина, Р. Ивнева и А. Мариенгофа возник еще в начале декабря 1920 года, то есть вскоре после состоявшегося по инициативе С. Есенина литературного вечера «Россия в грозе и буре»3. «Есенину, – вспоминал позднее Р. Ивнев, – пришла в голову мысль устроить необыкновенный литературный вечер, на котором выступали бы поэты всех направлений. Мы долго обсуждали с ним этот вопрос вдвоем, потому что Мариенгоф был против устройства такого вечера «всеобщей поэзии». Он считал, что лучше устроить один «грандиозный вечер имажинистов…».
- Юрий Прокушев, Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха, М., «Советская Россия»., 1979, с. 214. См. также в кн.: В. Белоусов, Сергей Есенин. Литературная хроника, ч. 2, М., «Советская Россия», 1970, с. 9.[↩]
- Рюрик Ивнев, Московские встречи. – В сб.: «Воспоминания о Сергее Есенине», М., «Московский рабочий», 1975, с. 237.[↩]
- ЦГА РСФСР, ф. 2306. оп. 2, ед. хр. 680, лл. 10 – 12.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.