И я могу венок сонетов!
Я иногда читаю стихи. Часто даже целые поэтические сборники. И вот я заметил, что в них все чаще попадаются венки сонетов. Это ж надо, подумал я, какой сложной формой овладели эти замечательные авторы. Неужели мне никогда ее не освоить? А ну-ка попробую. И попробовал. Вот что получилось.
1
Венок сонетов пишет каждый всяк.
Возьмусь и я. А что мне – не под силу?
Да стоит мне лишь ручку в ручку взять –
бумага – слышь! – уже заголосила…
В сонет идет любая дрянь, пустяк,
а поглядишь – выходит даже мило.
Когда б вы только знали – мама миа! –
из сора из какого, из коряг
каких – противно к ним прикосновенье,
но я терплю – не оборвать бы пенье! –
устроен, то есть состоит, сонет!
В нем глубины искать не надо, нет!
Он, в сущности, в рифмовке упражненье.
Оно несложно, это сочиненье.
2
Оно не сложно: это – сочиненье,
не изложенье, даже не диктант.
Ты собственное изготовишь мненье,
простую склонность выдашь за талант
и, смысл держа на шее, как атлант,
набычась и притом бахвалясь ленью,
преодолеешь слов сопротивленье
и расположишь строчки, как педант,
чтоб перекрестная сменялась кольцевой,
чтоб теза с антитезой дорогой
слились в экстазе всем на удивленье,
и синтезом сменился б общий вой,
и зазвенели бы перед тобой
в венке сонеты, как в цепочке звенья.
3
В венке сонеты, как в цепочке звенья,
как семечки, к примеру, в огурце.
И нужно нестандартное везенье,
чтоб их узнать в лицо в таком гурте.
И надо необычное уменье,
дабы прочесть в означенном лице
то, чего нет в начале и в конце,
а только промелькнуло как бы тенью,
метнулось между бра и пылесосом,
помедлило незаданным вопросом
и скрылось в как бы розовых кустах,
высокопарно, как свинья пред опоросом…
..Одни сонеты бы не пользовались спросом,
их магистрал1 объединяет. Как?
4
Их магистрал объединяет. – Как?
Да как обычно: в приказном порядке.
Он их сперва рассадит, как на грядке
(а перед тем еще помнет в руках), »
потом раздаст им чистые тетрадки,
а одному – повязку на рукав,
дежурный, мол, и под мотив трехрядки
запустит в свет, перстами помахав
пред носом собственным – на месте ли пенсне, –
и вот движеньем плавным, как во сне
(почти что незаметное движенье),
они вступают a capella – не
во что-нибудь. То предъявляет мне
состав капеллы – хоровое пенье.
5
Создав капеллы хоровое пенье,
теперь выносит хитрый магистрал
свое администраторское рвенье
на самую большую магистраль2.
И значит, час единственный настал,
когда, как бы по щучьему веленью,
возникнет ниоткуда вдохновенье,
чтоб увеличить жизни полнакал.
И будет магистрал – с большой дороги,
какую мнут колеса, месят ноги…
Полита потом каждая верста.
Она – его, как арестанта – сроки,
как бога – храм, как барина – оброки,
как столяра и плотника – верстак.
6
Как столяра и плотника верстак
достал (я выражаюсь их словами)!
А нас, читатель, вероятно, с вами
ничто уже достать не может так.
Мы толстокожи.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1999