№3, 2011/Книжный разворот

Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. Энциклопедический путеводитель

Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. Энциклопедический путеводитель. М.: Изд. Кулагиной — Intrada, 2010. 512 с.

Энциклопедический путеводитель «Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения» продолжает серию работ Отдела литературоведения Центра гуманитарных научно-информационных исследований ИНИОН РАН по истории поэтики и литературоведения Европы и США1. Это первое российское научное издание, прослеживающее «развитие европейской поэтики как теории словесного творчества за два с половиной тысячелетия» (с. 5), представляет одновременно и историю гуманистической мысли.

Создатели книги видели свою цель в решении двойной задачи: представить «исторический обзор развития поэтики в главных странах Европы» и очертить «общую систему поэтики в ее эволюции» (с. 5). В путеводителе совмещены два подхода — исторический и системный. Стержнем, связывающим во внутреннее единство отдельные части, является выбранный жанр. Жанр нетрадиционный, но крайне любопытный и полезный.

Путеводитель адресован в первую очередь студентам и аспирантам, но интересен он и опытному литературоведу-исследователю. Содержащиеся в нем материалы не ограничиваются представлением источников (авторами использовано свыше 500 источников, большая часть которых не переводилась на русский язык), но касаются и новейших результатов научного знания. Авторы заостряют внимание на спорных вопросах (экскурс «Фигуры», с. 438), акцентируют актуальность и дискуссионность таких проблем, как формальное взаимодействие между поэтическими традициями литератур Востока и европейского средневековья (очерк «Испанская поэтика», с. 199), проблемы авторского стиля, авторской маски (экскурс «Роман», с. 410) и др.

Открывает путеводитель вступительная статья редактора — известного специалиста по проблемам поэтики А. Махова «Европейская поэтика: темы и вариации». Формулируя принципы систематизации поэтологических идей, становление и развитие которых представлено в книге, автор, как ему представляется, «воссоздает структуру поэтики в ее исторической вариативности» (с. 4), иллюстрируя свои позиции материалом из основных разделов книги. Махов отстаивает максимально широкое понимание поэтики, исходя из убеждения о невозможности четкого определения и ограничения поэтики ни «по предмету», ни «по роду деятельности»: «Чтобы уяснить ее единство, нам следует признать, что поэтика направлена не на конкретный род деятельности, но на определенную «фабулу», в которой — несколько участников, несколько событий» (с. 8).

Вольно или невольно оказываясь близким русским формалистам, автор объясняет сложное единство всех элементов поэтики через «простой сюжет»: «Все термины и компоненты поэтики, сколь разнородными они бы ни казались, связаны воедино простым сюжетом: руководствуясь принципами поэзии как особого искусства или науки, поэт из некоего материала посредством слова создает произведение, которое воздействует на читателя, соотносящего его с образцами и определяющего его место в системе произведений — в системе родов и жанров, в каноне, традиции» (с. 9). Конечно же, подобная трактовка поэтики может вызвать сомнения и возражения у немалой части современных теоретиков, привыкших к точности поэтологических формулировок2. Однако нельзя не признать, что и предложенный Маховым подход имеет право если не на существование, то, по крайней мере, на свое экспериментальное воплощение.

Энциклопедический путеводитель состоит из двух частей: «Очерки» и «Экскурсы». В первую часть включены обзорные статьи, посвященные поэтологическим воззрениям античности и латинского средневековья, эволюции поэтики в Италии, Испании, Франции, Германии, Англии, Нидерландах. Авторы последовательно прослеживают движение поэтологической мысли в Европе, вскрывая всю сложность и противоречивость этого процесса.

Авторы обзорных очерков представляют материал в сравнительно-историческом ключе: с одной стороны, показывается то, как поэтика античности трансформируется в поэтиках европейских стран, отмечается «подвижность» категорий поэтики, способность к образованию новых систем, с другой — акцентируется обусловленность поэтологических воззрений национальным художественным сознанием, заостряется внимание на принципиальных отличиях от современного понимания тех или иных категорий и идей. Очерки Н. Пасхарьян («Французская поэтика»), А. Махова («Немецкая поэтика»), А. Можаевой («Испанская поэтика»), обозначая логику движения мысли определенной эпохи, выстраивают целостные «модели» национальных поэтик.

Вторая часть путеводителя — терминологические экскурсы — знакомит с «историей осмысления ключевых поэтологических понятий и идей» (с. 5). В жанре экскурса представлено систематизированное описание эволюции понимания конкретного термина поэтики. В ряде экскурсов происходит расширение пространственно-временного контекста: через описание новой для эпохи художественной стихии открываются пути к поэтологическому мышлению последующих эпох. Так, находятся яркие аналогии в пушкинских художественных формулах («установленная в эпоху чувствительности связь между идеей гения и понятиями «души» и «сердца» как средоточиями личностной целостности в дальнейшем привела к мысли о моральной стороне гения, его «несовместимости со злодейством»», с. 322); через проведенные параллели с современным бытованием понятия показывается его трансформация («куртуазность» как термин средневековой поэтики и современная поэтическая школа «куртуазных маньеристов», с. 329-330); актуализация исторического материала становится определяющей в понимании поэтологических тенденций современного литературоведения.

Вместе с тем авторы отдельных экскурсов идут по пути максимальной формализации описания: понятие, идея представлены цитатами из источников или же как реферативное изложение современного исследования (в экскурсах «Тропы» и «Фигуры» автор ограничивается изложением классификации Г. Лаусберга и, по сути, знакомит с его видением античной риторики).

В некоторое противоречие с обозначенным жанром («энциклопедический путеводитель») вступает объяснение выбора тем для терминологических экскурсов: «авторы не преследовали цель полного охвата терминологии, но стремились показать многообразие и разнородность поэтологических идей и терминов» (с. 5). Как известно, одно из главнейших жанровых требований к энциклопедическому изданию — полнота информации. Однако нужно отметить в рецензируемом издании даже не то, что нет «полного охвата терминологии», а то, что принцип отбора носит отчасти случайный характер. И хотя в предисловии к книге редакторы призывают читателя использовать тезаурус и развернутые отсылки в предметно-именном указателе для изучения истории терминов, не вынесенных в отдельные экскурсы (с. 5), нам представляется чрезвычайно важным рассмотрение фундаментальных категорий поэтики в специальных экскурсах. В частности, речь идет об отсутствии экскурса «Жанр».

На фоне присутствия экскурсов, посвященных остроумию и «соли» (как «поэтологической метафоре, обозначающей в первую очередь способность текста доставлять удовольствие слушателю или читателю», с. 413), не совсем понятно отсутствие комического как категории поэтики и связанных с ним статей «Сатира», «Юмор». В связи с этим видится необходимым экскурс «Комедия» (с представлением истории осмысления античной комедии, «ученой» комедии итальянских гуманистов и испанской комедии Лопе де Вега и Кальдерона, английской комедии эпохи Возрождения, французской комедии эпохи Просвещения). Также авторы практически не затрагивают сферу театрального искусства и его значения в развитии поэтологических воззрений (возникают вопросы о роли народного театра и карнавальных действ, праздничных церемоний). Специального обращения, как нам представляется, заслуживает весьма примечательный труд Леонардо да Винчи «Естественнонаучные сочинения и работы по эстетике» (1508), в котором художник выходит на осмысление категорий «Гармония» и «Пропорция» (глава «Искусство», параграф «Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором»3).

В целом же, идея путеводительства как популярная форма учебного и справочного пособия реализована максимально полно. Особо удачным следует признать включение тезауруса и предметного указателя, где по каждой категории поэтики составлен свой путеводитель, дающий возможность проследить историческое движение конкретного термина и осмыслить его место в общей понятийной системе поэтики. Также нельзя не отметить продуманную и крайне удобную систему ссылок в книге. Можно сказать, что авторы выстроили путеводитель по путеводителю: особая система шрифтовой разметки позволяет максимально продуктивно работать с отдельными статьями, при освещении истории понимания конкретной категории есть отсылки к другим статьям путеводителя, аннотированный указатель после каждого очерка или экскурса ориентирует читателя в пределах темы. В согласии со сложившейся в научных изданиях традицией, исследовательские работы, имеющие электронные аналоги, сопровождаются соответствующими ссылками.

Удачно осуществленный замысел энциклопедического путеводителя позволяет надеяться на то, что поэтика последующих эпох станет предметом широкой презентации. Не менее полезно было бы увидеть подобный путеводитель и по русской поэтологической мысли.

С. ДУБРОВСКАЯ

г. Саранск

  1. Из работ последнего десятилетия см.: Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник / Науч. ред. и сост. И. П. Ильин, Е. А. Цурганова. М.: Intrada-ИНИОН, 1996; Ильин И. П. Постмодернизм. Словарь терминов / Науч. ред. А. Е. Махов. М.: Intrada, 2001; Наука о литературе в ХХ в.: история, методология, литературный процесс. М.: Intrada, 2001; Западное литературоведение ХХ века. Энциклопедия / Гл. науч. ред. Е. А. Цурганова. М.: Intrada, 2004; Махов А. Е. Musica literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: Intrada, 2005.[]
  2. См.: Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Изд. Кулагиной — Intrada, 2008. 358 с.[]
  3. Винчи, Леонардо да. Избранные произведения. М.: АСТ, 2000. 704 с.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2011

Цитировать

Дубровская, С.А. Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. Энциклопедический путеводитель / С.А. Дубровская // Вопросы литературы. - 2011 - №3. - C. 502-505
Копировать