Е. В. Жаринов. Историко-литературные корни массовой беллетристики
Поток мнений о массовой литературе легко разделяется в последнее время на два основных русла. Первое стремится к объективному исследованию1, тогда как второе являет собой продолжение распространенной в советской научной среде оппозиции «высокая – низкая литература». Особая точка зрения в этой дискуссии принадлежит Е. В. Жаринову. Массовая беллетристика, в его представлении, является порождением особого рода ментальности, присущей сугубо «англо-американскому» сознанию. Ее жанровые особенности напрямую связываются с романтическим мировосприятием, а романтизм рассматривается через призму диалектики Добра и Зла. Автор монографии подчеркивает манихейские корни этого противостояния, цитируя высказывание Ю. Лотмана об «архаических мифологических образах, догматике манихеев»22.»Манихейскую ересь» Е. Жаринов видит в поэзии трубадуров и рыцарских романах и – особенно – в протестантизме.
Фигуре Мартина Лютера отведено довольно значительное место в первой главе книги, озаглавленной «Массовая культура как явление ноосферы». Приводится мнение А.
- См., в частности: Дмитренко С. Беллетристика породила классику (К проблеме интерпретации литературных произведений) // Вопросы литературы. 2002. N 5. С. 75 – 102.[↩]
- Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // Лотман Ю. М. О русской литературе. СПб.: Искусство – СПБ, 2005. С. 718.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2006