№1, 2019/Книжный разворот

Е. Сапрыкина. Итальянский романтизм в его основных концептах

Книга Е. Сапрыкиной представляет собой комплексное исследование романтизма как целостного процесса в его связях с явлениями социально-политической жизни Италии и, с другой стороны, с общеевропейским культурным контекстом.

Определяющие для европейского романтизмa узловые мировоззренческие константы — трагический конфликт личности и общества, контраст реальности и идеала, взаимоотношения прошлого и настоящего, индивидуального и универсального — показаны Е. Сапрыкиной в их особенном преломлении в художественном поле итальянского романтизма. Речь идет о художественных узлах в переплетениях общеромантических констант, каковыми поэтическая традиция и исторический момент сделали такие концепты, как «обновление», «история», «общественная и нравственная польза», «правда», «поэзия», «красота», «возрождение», «родина», «нация» и «народ». Исходя из функционирования этих концептов, которые у разных авторов наполняются своим особым содержанием, в пространстве итальянского романтизма (автор опирается на трактовку концепта Ю. Степановым [Степанов 2007] прослеживаются его идейные и эстетические основы, выявляется его национальная специфика.

В ходе исследования убедительно развертывается исходный тезис о неизмеримом превосходстве художественного содержания литературы, сложившейся в условиях Рисорджименто, над идеологическими запросами этого движения, а также ее вклад в обогащение всей европейской романтической культуры. Прослеженное сквозь «сетку» определяющих его узловых понятий, становление итальянского романтизма предстает в своем двояком единстве, где реакция на тотальную ломку этических и эстетических ценностей предыдущего века диалектически сосуществует с продуктивным переосмыслением наследия классицизма: «Специфический <...> национально окрашенный колорит придало литературе этой эпохи сложившееся на заре отечественного романтизма не воинствующе негативное, а примирительное отношение к отечественному классицизму, точнее, к тем традициям и принципам его эстетики, которые могли вывести литературу из тупиков формальной подражательности, элитарности и тематической узости» (c. 36—37).

Помимо столпов итальянского романтизма — Фосколо, Мандзони, Леопарди, Ньево — в книге уделено значительное внимание таким фигурам, внесшим весомый вклад в становление принципов романтической эстетики, как С. Пеллико, Э. Висконти, В. Джоберти, Н. Томмазео. Подробно освещена система жанров, сложившихся в лоне романтической традиции в Италии на почве новой чувствительности, или же традиционных, реабилитированных в контексте художественных исканий эпохи. Помимо таких общепризнанных жанровых достижений итальянского романтизма, как исторический роман Мандзони, идиллии и канцоны Леопарди, реалистический роман о современности, в книге рассматриваются романтическая драма, поэма и стихотворная новелла, мемуарная проза, «сельская» проза, а также сатирическая диалектальная поэзия, содержащая в себе ростки реалистического метода.

Ценным в плане осмысления теоретической основы итальянского романтизма представляется материал, посвященный спору «романтиков» и «классиков», полемике, развернувшейся на страницах журнала «Кончильяторе» в режиме противостояния идей обновления и примирения с традицией ради обретения национальной специфики, — и рождению теории итальянской романтической драмы, занявшей заметное место в формировании всего европейского романтизма. В контексте наполнения новым смыслом концептов «истории», «пользы», «обновления», «героизма» освещено становление романтического метода историзма в Италии, генетически связанного с принципами французской романтической историографии, а также вдохновленного фундаментальным трудом Дж. Вико «Основания новой науки об общей природе наций».

В новаторском ключе рассматривается поэтическое наследие Джакомо Леопарди, одной из крупнейших фигур европейского романтизма. Его творчество представлено в ракурсе противостояния, а затем и диалектического единства двух магистральных категорий — разума и поэзии. Если для раннего Леопарди поэзия рождается там, где интеллект не препятствует свободному движению фантазии, то «в зрелом возрасте Поэзия станет восприниматься <им> как естественная союзница Разума в их совместном порыве за грань доступного людям мироустройства, к объяснению его бесконечности, которая может трактоваться как разочаровывающее «ничто», а может скрывать в себе самые неожиданные «возможности» и качества, которые смогут понять поэтическая и философская мысль в их единстве» (c.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2019

Литература

Володина И. Романтизм в Италии // История западноевропейской литературы / Под ред. Т. В. Соколовой. М.: Высшая школа, 2003. С. 112—143.

Реизов Б. Эстетика Леопарди // Леопарди Дж. Этика и эстетика. М.: Искусство, 1978. С. 7—40.

Степанов Ю. Концепт. Тонкая пленка цивилизации. М.: Языки славянских культур, 2007.

Цитировать

Фарафонова, Д.С. Е. Сапрыкина. Итальянский романтизм в его основных концептах / Д.С. Фарафонова // Вопросы литературы. - 2019 - №1. - C. 290-295
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке