№1, 1969/Коротко о книгах

Две монографии немецкого критика

Eberhard Hilscher, Thomas Mann. Leben und Werk, «Volk und Wissen», Berlin, 1966, 220 S.; Eberhard Hilscher. Arnold Zweig. Leben und Werk, «Yolk und Wissen», Berlin, 1968, 182 S.

В ГДР успешно разрабатывается жанр общедоступной монографии о писателе XX века, носящей исследовательский характер, снабженной солидным научным аппаратом и вместе с тем небольшой по объему и рассчитанной на широкий круг читателей. Именно таковы две книги Эбергарда Хилынера, вышедшие в серии «Писатели современности», – о Томасе Манне (1966) и об Арнольде Цвейге (1968).

Эти работы, посвященные художникам, во многом непохожим и принадлежащим, по сути дела, к разным поколениям (А. Цвейг был на 12 лот моложе Т. Манна), связаны определенной общностью проблематики и образуют своего рода дилогию. И там и здесь идет речь о больших мастерах реалистической прозы, выросших в атмосфере буржуазной культуры XX века, отдавших немалую дань влияниям Ницше и Фрейда, вместе с том тесно связанных с классическим наследием немецкого гуманизма, глубоко воспринявших художественный опыт русских классиков, в особенности Толстого; идет речь о мыслителях-гуманистах, для которых первая мировая война и последовавшие за вею революционные события ознаменовали серьезный перелом в сложившейся системе взглядов, начало пересмотра ценностей, прежде казавшихся незыблемыми. Закономерность эволюции лучших мастеров культуры XX века в сторону сближения с миром социализма – такова общая идейная, историческая основа обеих монографий.

Э. Хильшер далек от того, чтобы подгонять свои исследования под схему. Он стремится выяснить особое, неповторимое, что свойственно каждому из изучаемых им мастеров, – идет ли речь о путях идеологических поисков или о своеобразии манеры письма. Он ничего не хочет выпрямлять и сглаживать. Томас Манн и совсем незадолго до смерти писал о своей приверженности к философии Шопенгауэра; Арнольд Цвейг очень медленно и трудно освобождался от ложных взглядов на национальный вопрос. Ход исканий обоих больших художников, у каждого по-своему, был нелегким, – об этом говорится всерьез и с основательным знанием материала.

В каждой из книг, помимо фактов общеизвестных, ставших прочным достоянием литературной науки в ГДР и других странах, мы находим разделы более специального характера, представляющие результат собственных разысканий автора.

Цитировать

Мотылева, Т. Две монографии немецкого критика / Т. Мотылева // Вопросы литературы. - 1969 - №1. - C. 232-234
Копировать