№1, 2012/Заметки. Реплики. Отклики

Дрозд или не дрозд — вот в чем вопрос. О том, кто сидел в клетке Собакевича

В «Мертвых душах» Н. Гоголя едва ли не первостепенное место принадлежит деталям. Неслучайно А. Белый пишет, что анализировать сюжет поэмы — «значит: минуя фикцию фабулы, ощупывать мелочи, в себя вобравшие: и фабулу, и сюжет»1. Интерьер дома Собакевича является классическим примером создания образа персонажа «путем дополнительных его характеристик предметами, окружающими персонаж»2: «Стол, креслы, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства; словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: и я тоже Собакевич! или: и я тоже очень похож на Собакевича!»3.

Одной из самым запоминающихся подробностей в описании поместья Михайла Семеновича является дрозд, «очень похожий тоже на Собакевича». Хрестоматийная деталь не вызывает у читателей никаких вопросов. Но почему именно эту птицу выбрал Гоголь для своего колоритного персонажа? И вообще — дрозд ли в клетке?

А. Луговой, сотрудник Закарпатского филиала Киевского славистического университета, утверждает, что гоголевское описание пернатого питомца Собакевича не соотносится с номинацией птицы: «Когда читаем в «Мертвых душах» о том, что у Собакевича «висела клетка, из которой глядел дрозд темного цвета с белыми крапинками», то возникает сомнение в правильности названия птицы. Таких дроздов в природе нет. Крапинки у дроздов всегда темного цвета и размещены они на светлом фоне. Видимо, в клетке у Собакевича был скворец (Sturnus vulgaris) в осенней расцветке. Оперение этой птицы, размерами с дрозда, осенью действительно соответствует описаному в «Мертвых душах». К тому же, именно скворцов, а не дроздов, держали в неволе, поскольку они способны к звукоподражанию»4.

Справедливости ради нужно отметить, что в неволе чаще всего держали дроздов, соловьев и славок (а также камышевок, жаворонков, чижей, щеглов, снегирей); скворцы не пользовались большой популярностью у любителей птичьего пения5. Но данный довод нельзя считать решающим, поскольку во время визита Чичикова питомец Собакевича молчит; неизвестно, хороши ли его рулады.

На тему внешнего сходства представителей двух этих семейств отряда воробьиных (Passeriformes) существует несколько фольклорных произведений. Например, в итальянской народной сказке «Дрозды и скворцы» пара молодоженов едва не расстается, поссорившись из-за подарка, купленного юношей. Ссора возобновляется в каждую годовщину свадьбы: муж и жена начинают ожесточенно спорить, кто же сидел в зеленой клетке — дрозд или скворец. Супругам удается окончательно примириться только через двадцать лет. В абхазской сказке «Охотник и скворец» охотник никак не может отыскать в лесу дичь. По дороге домой он замечает на орешнике дрозда, целится в него из ружья, но промахивается. Тогда с досады мужчина стреляет в скворца, приговаривая: «Так тебе и надо, ведь и ты черный!»

Образ дрозда типичен для западноевропейской традиции. Во Франции птица соотносится с фениксом. Согласно бретанскому преданию, каждый год в ночь под Рождество к огромному камню около города Фужер прилетает дрозд и открывает спрятанные там сокровища. По немецкому поверью, черный дрозд спасает дом от грозы. В славянской мифологии дрозд чаще причисляется к чистым птицам6. Он фигурирует в нескольких сказках о животных: «Дрозд Еремеевич» («Лиса и Дрозд»), «Петушок Золотой гребешок» («Кот, петух, дрозд да лиса»), «Звери в яме». Птица не наделяется выраженными индивидуальными признаками, хотя ее характер обрисовывается в схожих чертах: дрозд — положительный герой, отличающийся сметливым умом, долготерпением, преданностью, самоотверженностью (это, по всей вероятности, связано с его способностью храбро защищать гнезда, стремительно бросаться на приближающихся неприятелей). Однако фольклорная традиция не оказала ощутимого влияния на коннотацию образа дрозда в гоголевской поэме.

Необходимо отметить, что дрозд, обитающий в доме, упоминается и в более раннем произведении Гоголя — в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В судебном присутствии во время оглашения секретарем решения по одному из дел судья Демьян Демьянович, прихлебывая чай, рассказывает своему помощнику: «У меня был славный дрозд, года два тому назад. Что ж? вдруг испортился совсем. Начал петь бог знает что. Чем далее хуже, хуже, стал картавить, хрипеть, хоть выбрось! А ведь самый вздор! это вот отчего делается: под горлышком делается бобон, меньше горошинки. Этот бобончик нужно только проколоть иголкою.

  1. Белый А. Мастерство Гоголя: Исследование. М.-Л.: Госиздат, 1934. С. 103. []
  2. Смирнова-Чикина Е. С. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». М.: Просвещение, 1964. С. 85. []
  3. Здесь и далее тексты произведений Гоголя цитируются по изданию: Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. в 14 тт. М.-Л.: АН СССР, 1937-1952 (с указанием номера тома и страницы).[]
  4. Луговой А. Е. Читая Гоголя глазами зоолога // Закарпатское областное общество русской культуры «Русь». II Гоголевские чтения. http://vlsaltykov.narod.ru/doclad28.02.08.html.[]
  5. Брем А. Птицы. В 2 тт. Т. 2 / Коммент. В. В. Морозова. М.: АСТ, 1999. С. 505.[]
  6. Гура А. В. Птицы // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Т. 4 / Ред. Н. И. Толстого. М.: Международные отношения, 2004. С. 345. []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2012

Цитировать

Завьялова, Е.Е. Дрозд или не дрозд — вот в чем вопрос. О том, кто сидел в клетке Собакевича / Е.Е. Завьялова // Вопросы литературы. - 2012 - №1. - C. 422-431
Копировать