Чувства гражданина
Наша литература все более утверждается в своих великих правах и обязанностях водителя народа и его слуги. Мысль и чувство поэта встречают полное и всестороннее доверие общества, но соответственно возрастают и требования, предъявляемые к литературе и к писателям. Разговор о путях служения искусства народу и великим целям будущего никогда прежде не имел такого всенародного масштаба, не проходил в такой творчески свободной атмосфере, как в нынешнее время.
1964 литературный год был отмечен на Украине печатью знаменательного события – шевченковского юбилея. Широко и страстно обсуждался вопрос о традициях реализма и народности Шевченко, органически воспринятых украинской советской поэзией.
Шевченковский год не был бедным на новые произведения украинской поэзии. Среди них совершенно особого рассмотрения и оценки требуют стихи М. Рыльского, вошедшие в сборник «Зимние записи» (1964) и цикл «Тайна осенней листвы», – эти последние, заключительные аккорды замечательной лирической симфонии, создававшейся поэтом в течение полустолетия.
Книга А. Малышко «Далекие орбиты» (1963) -своеобразный итог работы поэта в последнее десятилетие. Новый этап развития литературы поистине стал новым этапом развития таланта А. Малышко. Заметно усилилось стремление поэта к синтезу, к емким обобщениям. Со страниц его произведений встает лирический портрет современника, свидетеля и участника мировых политических штормов, живущего в дни великих научных открытий и великих социальных потрясений. Широчайшие тематические горизонты его лирики – человек и история, человек и природа, человек и красота, судьбы искусства, поэт и народ – естественно сходятся к центральной теме ленинской правды на земле, ленинской молодости мира. Книга «Далекие орбиты» во многом напоминает «Середину века» В. Луговского при всем различии в стиле мышления и чувствования этих двух поэтов.
На быстрине времени находится и сборник П. Тычины «Тополи арфы гнут», хотя эта книга избранной лирики поэта в основном состоит из его известных произведений. Сегодня как-то свежо, по-иному звучат и его «космические оркестры», и «солнечные кларнеты», и «псалом железу».
Весьма характерно для сегодняшней поэзии появление «второго дыхания» у многих поэтов. Совершенно в новом свете предстают, например, В. Мысык, выступивший с оригинальными лиро-эпическими поэмами «Девочка идет по земле», «У криницы», «Хата»; В. Бычко, автор интересного сборника «Простота» и, кстати, автор хорошего перевода на украинский язык «Человека» Э. Межелайтиса. Почти все стихи, вошедшие в сборник В. Бычко, – это плод раздумий о высокой простоте в искусстве и жизни, простоте, возникающей в результате познания внутренней сложности явлений, их сущности.
Можно называть еще многие произведения старших и молодых поэтов, свидетельствующие о значительных успехах и достижениях нашей лирики. Но хотелось бы сказать и о другом, об известной инерции в освоении жизни.
Часто мы спорим о «современной» форме поэзии, о ее новом стиле. О духе времени. О взаимообогащении искусств. О влиянии на поэзию новейших открытий науки. О «новаторских» рифмах и размерах. О тонкостях лирического восприятия и точности психологического рисунка. О лирическом характере.
Все это, безусловно, важные стороны творческого процесса. Замечательно, что мы преодолели боязнь формы и не противопоставляем ее с благостными оговорками содержанию, как это имело место в прежние годы. Прекрасно, что мы во весь голос говорим о значении таланта, о важности таких проблем, как красота мысли, чувства и слова. Вызывает беспокойство только то, что часто мы бываем односторонни, обедняем понятие поэтического мастерства, бросаясь в крайность – фетишизирование формы (как ранее мы фетишизировали, отрывали от формы содержание поэзии).
Если автор стихов отдает людям свой талант и умение, он просто одаренный литератор, не более. Если же он страдает и радуется с людьми, если лечит изболевшуюся душу человека, если указывает огни впереди – он поэт. Я позволяю себе повторить эти известные истины потому, что в нашей поэзии, в частности в поэзии украинской, слишком много «деланых» стихов, в которых довольно явственно прощупывается равнодушное отношение к общественному «добру и злу», к судьбе человека, внутренняя нищета версификатора, идущая от недостатка гражданственности.
Стихи пишутся не потому, что авторы «не могут молчать», но иногда потому только, что литератору положено писать.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.