Что такое эстетическое чувство?
Б. Г. Кубланов, Эстетическое чувство и искусство, изд. Львовского университета, 1956
Этой интересной и почти не разработанной у нас проблеме посвящена небольшая работа Б. Кубланова «Эстетическое чувство и искусство». Перед нами – попытка исследовать важный для художественной теории и практики вопрос о социальной и физиологической обусловленности эстетического чувства, его природе и свойствах, о воздействии искусства на человека.
Эстетическое чувство, говорит Б. Кубланов, не есть нечто «свыше данное» или «имманентно-присущее», биологически-врожденное. Оно – продукт общественного труда, проявляется и приобретает значение только в социальной жизни. Выступая как специфически человеческое качество, эстетическое чувство возникает и развивается в процессе длительного становления человека, развития его мышления и органов чувств.
Вместе с тем Б. Кубланов исследует естественную, физиологическую основу эстетического чувства.
Он правильно говорит о связи эстетического чувства со всеми другими эмоциями, через которые оно проявляется, – радостью, гневом, тоской, отвращением, страданием, горем и т. д. Стремление показать, как связаны между собой социальная и физиологическая основы эстетического чувства, несомненно плодотворно. Не случайно В. И. Ленин назвал психологию и физиологию органов чувств среди тех областей знания, «…из коих должна сложиться теория познания и диалектика» 1, а И. П. Павлов говорил, что содержание человеческой психики, его механизм может быть раскрыт объединенными усилиями всех ресурсов человека, в том числе искусством, литературой и философией2.
В связи с высказанным возникают два серьезных вопроса, которые невозможно обойти в подобном исследовании: какова природа, специфическая сущность эстетического чувства и что представляет собой тот объект, который вызывает это чувство?
Б. Кубланов справедливо замечает, что у нас нет единого мнения о характере эстетического чувства, что «художественная критика, искусствознание, литературоведение и эстетика оперируют понятием «эстетическое чувство», не дав определения его природы, качественных особенностей и основных признаков» (стр. 23). Но, к сожалению, сам автор, ссылаясь на то, что разработка этой проблемы представляет задачу для комплекса наук, отказывается выяснять природу эстетического чувства. Этим он ставит себя в трудное положение. Не говоря о том, что он сам вынужден оперировать понятием, не определив его содержания, как можно в работе «о возникновении эстетического чувства под воздействием произведения искусства» (стр. 4) вести речь об этом сложном процессе, не зная, что же из себя представляет это самое чувство? И думается, что сама методология, примененная автором для выяснения названных вопросов, не могла не привести его к серьезным ошибкам.
По нашему мнению, правильно понять сущность эстетического чувства можно, только выяснив сущность эстетического отношения человека к действительности, что далеко не одно и то же. Эстетическое чувство – это лишь часть более широкой, более полной и глубокой связи человека с окружающим его миром – эстетического отношения. Эстетическое отношение есть целостное оценочно-познавательное отношение, в котором принимают участие все стороны человеческой личности – чувства, мысли, представления и т. д. Это и идеологическое, рациональное и конкретно-чувственное, эмоциональное отношение.
Б. Кубланов же фактически свел все богатство эстетического отношения к эстетическому чувству и подменил эмоционально-рациональное отношение одним лишь эмоциональным. На протяжении всей работы он ни разу не вспоминает об эстетическом отношении как единстве рационального и эмоционального и, по существу, рассматривает эстетическое чувство как нечто самостоятельное, автономное. Автор приводит известную мысль Маркса о том, что человек утверждает себя в окружающей среде не только при помощи сознания, но и с помощью своих чувств. Подменяя эстетическое отношение чувством, Б. Кубланов забывает, что человек утверждает себя не только при помощи чувств, но и с помощью сознания, то есть при помощи всех своих – и чувственных и рациональных – сил и возможностей.
- В. И. Ленин, Философские тетради, 1936, стр. 321.[↩]
- См. И. П. Павлов, Избр. труды, Учпедгиз, М. 1950, стр. 38.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.