№4, 2022/Литературная карта

Что интересного в поэзии Удмуртии?

Надо сказать, что поэзия в Удмуртии существует.

Здесь логично было бы ответить на вопрос: «А что понимать под поэзией?» Вот, например, в «Википедии» написано, что поэзия — это «особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определенной потребностями обыденного языка». Да, самое главное — особая мера. Она выходит за пределы, которые очерчивает бытовое слово. Возможно, поэзия начинается именно там, где удивление вызывает сама речь, а не ее содержание. Поэзия открывает другое измерение и показывает жизнь и возможности другого, не обыденного, языка.

Ю. Казарин, поэт и филолог из Екатеринбурга, как-то отметил, что в хорошем стихотворении должно быть три «э» — эвристичность, энигматичность, экспериментальность. Но, когда речь идет о современном литературном процессе, по-настоящему объективным быть сложно: здесь большая ответственность ложится на читателя/критика/филолога, который берет на себя смелость утверждать, что в текстах автора N. почему-то открывается «другое измерение» и присутствуют эти «три «э»», а в текстах автора S. ничего такого нет. А может быть, читатель/критик/филолог не прав? Известно же, что Ф. Тютчев эпохой был воспринят как поэт второго ряда, а первая книга И. Анненского «Тихие песни» не нашла признания при жизни автора…

К чему все эти рассуждения? К тому, чтобы сразу снять вопрос о степени объективности и полноты тех наблюдений и выводов, которые будут развернуты в предлагаемой читателю статье. Конечно, определенная доля объективности в ней все-таки будет присутствовать, но если чье-то имя вдруг окажется неназванным, то только потому, что, по выражению Козьмы Пруткова, «никто не обнимет необъятного».

Что такое поэзия Удмуртии и почему быть поэтом
в Удмуртии — большой риск?

Для начала необходимо разобраться с понятием «поэзия Удмуртии». Это понятие, во-первых, обозначает тексты, созданные на удмуртском языке (удмуртская поэзия), а во-вторых, — тексты, созданные на русском языке (русскоязычная поэзия Удмуртии). Предлагаемая статья по преимуществу посвящена именно русской поэзии республики, которая, конечно, испытывает на себе влияние удмуртской (и наоборот): это взаимовлияние прослеживается на уровне лексики, образности, сюжетики и мотивов. У А. Корамыслова (г. Воткинск) есть замечательное двустишие, которое в очередной раз напоминает, что взаимовлияние культур в полиэтническом регионе — нормальный, закономерный процесс: здесь нет русских, удмуртов, татар, потому что одни обрусели, а другие «обудмуртились», вот и получился

народ

рудмуртары

Известно, что быть поэтом — рискованное дело. Быть поэ­том в Удмуртии — особый риск: авторам приходится само­определяться не только в рамках классической поэтической традиции, но и в рамках современной российской поэзии. Таким образом, контекст, в котором существует русская поэзия Удмуртии и в котором приходится самоопределяться поэту в Удмуртии, настолько грандиозен, что оставляет мало шансов вписаться в какой бы то ни было серьезный литературный ряд, выходящий за пределы ряда, именуемого «русская поэзия Удмуртии». Большая удача, если такой счастливый шанс писателю выпал, но, скажем честно, выпадает он мало кому.

Известно, что в провинции творческая реализация затруднена, и на это есть внутрилитературные причины. Самая главная из них — отсутствие соответствующих институций, которые бы объединяли вокруг себя писателей, критиков, филологов. Но на самом деле внутрилитературные факторы, влияющие на характер регионального литературного процесса, — это производное от внелитературных факторов. Сюда относится и невысокая численность населения (столица Удмуртии до сих пор не стала «миллионником»), и низкий уровень консолидации в самой писательской среде: здесь сказывается характер удмуртского менталитета (его определяющие черты — скромность, стеснительность, сдержанность), а также тот факт, что Ижевск почти весь советский период был закрытым городом, а это не могло не повлиять на психотип горожан.

Нельзя сказать, что в Удмуртии вообще нет литературной среды, но приходится признать, что это не та среда, которая существует в столицах. Есть даже такое понятие — «правило столицы». Его преодолели Екатеринбург, Челябинск — вообще Урал, где сформировалась уральская поэтическая школа. Сейчас говорят о вологодской поэтической школе. Но Удмуртия «правило столицы» пока не преодолела. Неудивительно, что многие молодые, талантливые, перспективные авторы уезжают в Москву или Петербург в поисках поэтического контекста и — как следствие — признания.

С другой стороны, в Удмуртии сейчас реализуется целый ряд проектов и осуществляется множество мероприятий, направленных на подъем региональной культуры. Результатом становится возрастающий интерес широкой аудитории к тем процессам, которые происходят в искусстве вообще и в поэзии в частности. В этом смысле быть поэтом в Удмуртии — значит иметь серьезный шанс обрести читателя/зрителя/слушателя, потому что региональная аудитория, в отличие от столичной, менее пресыщена и более внимательна ко всему, что дает поводы для эстетического переживания.

Как быть поэтом в Удмуртии?

Итак, что это значит — быть поэтом в Удмуртии? И как быть поэ­том в Удмуртии? Какие поведенческие и эстетические стратегии выбирают современные авторы?

С. Жилин, например, — поэт с ярко выраженным чувством территории, чувством провинции, которая для него — духовная константа. Автор работает с так называемыми «символическими ресурсами региона»: брендами территории («Ижевск — город оружейников»), топонимами (Ижевский пруд, Зарека, улица Свободы, переулок Широкий и т. д.), визуальными компонентами городского пространства (завод, забор, пароход, музей, фотосалон «Люксъ»). Одна из основных задач Жилина — раскрыть Ижевск как город, который имеет по-настоящему великую историю, вписанную в историю страны. Это позволило литературоведу М. Серовой назвать поэта «создателем «городского текста», в основе которого лежит образ Ижевска» [Серова 2016: 17]. Получается, что Жилин во многом решает задачу генерации тех смыслов, которые в совокупности создают культурное измерение.

Однако Жилин — автор с весьма сложной литературной репутацией, поскольку диапазон его творческой реализации предельно широк. Он не только поэт, но и исполнитель своих стихов под гитару, а также известный в республике краевед. «Чувство территории» обеспечивает Жилину устойчивую аудиторию — в основном среди представителей старшего поколения.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2022

Литература

Ивкин С. Три книги (попытка прочтения) // Плавучий мост. 2018. № 4. С. 50–58.

Корамыслов Александр. Послушайте мою шуршащую и шелестящую нь // Prosodia. 2021. 25 августа. URL: https://prosodia.ru/catalog/stikhi/aleksandr-koramyslov-poslushayte-moyu-shurshashchuyu-i-shelestyashchuyu-n/ (дата обращения: 20.04.2022).

Полянцева А. Художественная полиэтничность в русскоязычной поэзии Удмуртии // Русский фольклор и русскоязычная литература Удмуртии. 2017. URL: https://russian-folklore.udsu.ru/issledovaniya/literaturovedenie (дата обращения: 30.04.2022).

Серова М. В. Специфика творчества С. Жилина в общем контексте жанра авторской песни // Серова М. В., Кадочникова И. С. Проблема художественной индивидуальности в литературе Удмуртии. Ижевск: УГУ, 2016. С. 16–22.

Цитировать

Кадочникова, И.С. Что интересного в поэзии Удмуртии? / И.С. Кадочникова // Вопросы литературы. - 2022 - №4. - C. 58-71
Копировать