Андрей Платонов: утопия как личное дело. О первой литературной «пятилетке» писателя
Наверное, стоит начать с формулировки исходных позиций: Платонов — писатель уникальный, его место в русской литературе XX века исключительно, в литературе мировой оно где-то рядом с Джойсом, Кафкой, Вулф, Фолкнером. Это ряд высоких модернистов, в основе опыта которых — глубокий авангардизм, эксперимент по радикальной смене оптики восприятия действительности; и если сегодня в каком-то случае ощутить этот радикализм сложно, то только потому, что творчество названных авторов изменило наше представление о возможном в литературе. Не может быть никаких сомнений в том, что Платонов — точно изменил. Но исключительность его места в мировом пантеоне объясняется и совершенно иной почвой произрастания его опыта. Этот писатель мог вырасти только из того утопического эксперимента, который был произведен в Советской России, — и зайти в нем гораздо дальше, чем могли позволить сами экспериментаторы.
Особенность того периода, к которому относится написание ранних повестей — от «Эфирного тракта» (1926) до «Впрок» (1930), — в том, что в эту пятилетку решались все основные вопросы творческой судьбы Платонова, включая те, о которых даже его преданные читатели порой и не подозревают. Например: а будет ли инженер-мелиоратор Андрей Климентов, впоследствии ставший известным под фамилией Платонов, вообще заниматься литературой или продолжит свое развитие в качестве советского управленца? Как он будет писать: каким языком, в каких жанрах? Каким будет его статус в официальной советской литературе? Для понимания того, как формировался писатель, в котором, как это всегда бывает, трудно было ожидать гения, для понимания драматизма его творческой судьбы взятый период кажется наиболее подходящим.
Я сам впервые прочел Платонова в школе, потом читал в университете и могу подтвердить, насколько сильно в последующие годы представление о нем менялось, углублялось. Это происходило благодаря системному изучению биографии и творческого наследия писателя, начавшемуся только в постсоветские годы. Не покидает ощущение, что первое поколение, которому Платонов предстает в более или менее адекватном виде, формируется лишь в последние десять лет, когда появились и комментированное полное собрание сочинений [Платонов 2009–2011], и основательная творческая биография в серии «Жизнь замечательных людей» [Варламов 2011], не говоря уже о галерее предназначенных для исследователей огромных томов под общим названием «»Страна философов» Андрея Платонова» (1995–2017), выпущенных Институтом мировой литературы имени А. М. Горького РАН. Медленно, но верно ИМЛИ выпускает и тома академического собрания сочинений писателя.
Крах инженера Климентова
Наверное, главный пробел, который имел место еще десять лет назад, касался понимания платоновской биографии, особенно ее начального этапа. Несмотря на раннее увлечение литературой, все же первой книгой Платонова стала «Электрификация». Чтобы разделять два амплуа этого человека, можно фамилией Климентов называть «инженера по призванию», а фамилией Платонов — писателя.
Климентов получил образование инженера-электрика и опыт бойкого журналиста. Воронеж, где он родился, жил на удивление насыщенной литературной и общественной жизнью — тут велись настоящие дискуссии на страницах газет. И Платонов в сообществе этого города считался ранней чудаковатой звездой журналистики, у него имелись свои поклонники и покровители. Это было новое сознание, включенное революцией, оно проповедовало утопию, ради которой нужно пойти на уничтожение буржуазии и на окончательное решение вопроса пола, ибо традиционные отношения с женщиной мешали наступлению коммунизма не меньше устаревшего отношения к собственности. Революционный романтик, высказывающийся в местных газетах по самому широкому кругу тем, был в этот момент гораздо большим рупором утопии, чем слабое советское государство. А. Варламов, написавший подробную и вдумчивую творческую биографию Платонова, зафиксировал момент, когда юное воронежское дарование в возрасте двадцати — двадцати двух лет забрасывало своими рассказами и стихами московские редакции; это был период, когда вход в большую литературу уже мог состояться. Варламов замечает, что мы можем только предполагать, каким бы стал Платонов, если бы этот вход удался, — возможно, это был бы совершенно другой писатель, нежели тот, которого мы теперь знаем [Варламов 2011: 47]. В частности, очень легко представить его идущим в официальном русле советской литературы, которое, правда, к этому времени только начинало обозначаться.
Но Платонов не получил отклика из Москвы. Зато оказался свидетелем голода 1921–1922 годов, который пришел вслед за засухой. Голод был реальностью, воспринимавшейся очень глубоко. На это же время пришлись и личные события: встреча и непростая любовь с Марией Кашинцевой, которая продлится до конца жизни, трагическая смерть сестры и брата, отравившихся грибами в летнем лагере… Следующие годы молодой инженер посвятил осмыслению реальности, и это был сознательный уход в самую глубину жизни.
Русская инженерная школа на самом деле не предполагает замкнутости на какой-либо специальной теме. Инженер всегда имеет дело с системами, которые он призван складывать и добиваться от них работы. В этом качестве Климентов состоялся. Два года — 1924–1925 — он провел в должности главного мелиоратора Воронежской губернии. В этой роли сумел навязать молодому государству свое понимание того, как надо бороться с засухой, а следовательно, и с голодом, которые регулярно приходили в регион. Климентов искренне считал, что мелиорация должна быть таким же масштабным государственным проектом, как и объявленная в СССР электрификация. И в начале 1920-х, после очередной засухи, когда проблема встала перед государством во всей остроте, он оказался единственным, кто имел план борьбы с нею. В течение двух лет под началом будущего писателя работали около 5000 человек, которые построили более тысячи объектов — прудов, колодцев, мостов… «В первый сезон общественно-мелиоративных работ губернский мелиоратор Платонов спас от голодной смерти около шестисот тысяч жителей Воронежской губернии», — подытоживает Н. Малыгина деятельность сезона 1924–1925 годов [Малыгина 2009: 515]. Письма сохранили атмосферу тех времен — еженедельные отчеты, постоянный аврал, который становится абсолютным при угрозе того, что работы пойдут насмарку, если не будут закончены до начала паводка [Платонов 2019]. Затем чиновничьи тяжбы за то, чтобы получить финансирование на окончание беспрецедентных по масштабу работ… Хроника того времени описана. Если коротко, план Климентова был рассчитан на два года, но на второй год финансирование получено не было. Деньги первого года были просто закопаны: сам Платонов писал о том, что было бы полезнее их раздать, не производя никаких работ, — для него это была идеологическая катастрофа.
Выражаясь сегодняшним языком, Платонов прежде, чем стать писателем, успел вырасти в сильного государственного управленца, но не из числа номенклатуры, а из тех, кто поднимался снизу, чувствуя в себе силу решать вечные общественные вопросы — и, самое главное, быстро накапливая опыт их решения. Климентов был жестким, рациональным, самостоятельным, абсолютно советским деятелем — из того поколения, что было набрано из школоты, но быстро смогло себя показать и на момент главных преобразований оказалось, по сути, в авангарде утопического мышления.
Это надо зафиксировать: перед нами человек, который уже по своему жизненному опыту был авангардистом.
На момент максимальной влиятельности Климентову было около двадцати пяти лет. Он был выходцем из того поколения, которое повзрослело очень рано; из него же — Шолохов, для которого Платонов всю жизнь оставался своим, несмотря на полную выключенность последнего на определенном этапе из официальных процессов литературы.
Подобный опыт для писателя крайне редок. Конечно, литераторы, как правило, имеют тот или иной стаж вполне земной работы или службы, но случаи, когда этот опыт оказывается, с одной стороны, уникальным для своей области, и с другой — сопряжен с властью управленца, принимающего решения, касающиеся сотен тысяч человек, — такие случаи в русской литературе XX века мне более неизвестны. Для советского времени опыт тем более уникальный и представимый только в 1920-е годы.
Хотя даже в это время литературный быт уже был сильно оторван от того, что происходило «на земле» и уж тем более — на заводах. «В стране, строящей социализм, где рабочий класс в ужаснейших условиях, надрываясь изо всех сил, не покладая рук, работает», — писал критик В. Полонский, — в литературной публике преобладают «рваческие, мещанские настроения» (цит. по: [Варламов 2011: 213]). И чем более обрастал привилегиями и организациями мир литературы, тем более увеличивался этот разрыв с реальностью. В одном из редких разговоров с Горьким Платонов считает нужным уточнить, что он не литератор, а писатель, тем самым подчеркивая ту же самую проблему.
Биографы Платонова не раз отмечали его упрямый, напористый характер, письма нам показывают человека, для которого литературных авторитетов не существовало, несмотря на собственную скромную роль в официальной литературе.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2024
Литература
Белая Г. А. Дон Кихоты революции — опыт побед и поражений.
М.: РГГУ, 2004.
Варламов А. Андрей Платонов. М.: Молодая гвардия, 2011.
Малыгина Н. «Быть человеком — редкость и праздник» // Платонов А. П. Усомнившийся Макар. Рассказы 1920-х годов; Стихотворения. М.: Время, 2009. С. 494–544.
Платонов А. П. Собр. соч. в 8 тт. / Ред.-сост. Н. В. Корниенко. М.: Время, 2009–2011.
Платонов А. «…Я прожил жизнь». Письма. 1920–1950 гг. / Сост. Н. В. Корниенко. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019.