…А по закону?
К детективной литературе мы, юристы, относимся с особым пристрастием. Это и понятно. Ведь речь в этих произведениях идет о нашей работе, и нам, естественно, хочется, чтобы она находила в литературе реалистическое, правильное отражение.
Иной раз мы бываем излишне привередливы: тоже понятно – хочется выглядеть лучше, чем мы есть на самом деле. Бываем излишне дотошны, бурно протестуем против малейшей юридической погрешности, забывая, что художественное произведение – не уголовно-процессуальный кодекс.Но в целом мы очень высоко оцениваем вклад наших писателей в разработку нравственно-правовой тематики.
Юристы во многом обязаны писателям тем, что наша профессия получила сейчас весьма высокое общественное признание. Не так давно ученые Института Прокуратуры СССР провели изучение общественного мнения. Изучался и вопрос об общественном престиже юридической профессии. И вот какие результаты были получены. Примерно 85 процентов опрошенных не только высказались положительно об этой профессии, но и указали, что, будь у них выбор, они хотели бы стать юристами. Социологи отметили, что в значительной степени здесь сказывается влияние средств массовой информации.
В произведениях детективного жанра я выделяю обычно три стороны: развлекательную, воспитательную и познавательную. Если есть острый сюжет и интересные приключения – хорошо. Если есть при этом и воспитательный заряд – еще лучше. А если к тому же есть и элемент познавательности который дает возможность неназойливо, ненарочито приобщать людей к знанию определенных правовых принципов, существующих в нашем обществе, – это отлично.Может быть, мой подход к детективной литературе слишком утилитарен, но согласитесь, и он не лишен основания, поскольку правовая сторона объективно существует в детективном жанре.Требования, о которых идет речь, не чрезмерны. Лучшие произведения этого жанра – прямое тому подтверждение. Юлиан Семенов, Владимир Тендряков, Василий Ардаматский, братья Вайнеры, Анатолий Безуглов, Аркадий Адамов – вот писатели, которым удается совместить задачи чисто художественные с задачами правовоспитательными.Во многих произведениях авторы не ограничиваются показом технологии раскрытия преступлений, постановкой и решением хитроумных логических шарад, а поднимают серьезные нравственные вопросы, приглашают читателя задуматься над истоками зла и несправедливости, проникнуть поглубже в личность человека, преступившего закон. Говорят, чужая душа – потемки. Не берусь судить об универсальности этой формулы. Но что касается преступника, жулика, убийцы, то темных закоулков в его душе действительно немало. Высветить их, вытащить наружу то, что тщательно скрывается от посторонних глаз, от дневного света, – задача посильная только литературе.
К сожалению, немало еще романов, повестей на правовую тематику представляют собой беллетризированные следственные протоколы. Ничего большего к тому, что может сказать следствие, они не прибавляют. У меня лично такие книги не вызывают интереса. Найти любопытное уголовное дело и пересказать его своими словами, пусть даже достаточно бойко, – это, мне кажется, еще не литература.
Во многих произведениях слишком схематично дается личность правонарушителя. Он либо вообще не обладает индивидуальными характеристиками, либо предстает в образе законченного злодея, либо выглядит совсем обычным человеком и от нормальных людей отличается только тем, что совершает преступления.
Психологическим особенностям лихости правонарушителя сейчас у нас уделяется очень большое внимание и в юридической науке, и в практике. Оказывается, вор и хулиган, к примеру, совсем разные люди. Так же как расхититель и убийца.
Недавно сектор судебной психологии Института Прокуратуры СССР закончил крупное исследование на эту тему. Приведу некоторые данные, которые меня заинтересовали. Думаю, что писателям они могут дать определенную пищу для размышления.
Убийцы, к примеру, отличаются от нормальных людей фатализмом, крайне низкой оценкой помощи друзей, прожитой жизни, сниженной потребностью в самореализации и ожиданием более высокой активности на склоне лет. По сравнению с другими преступниками – менее эгоистичны и более позитивно оценивают труд, любовь, семью.
Хулиганы ценят материальные блага ниже, труд выше. Эстетические удовольствия, любовь, семью, прожитую жизнь, повседневные дела и жизнь вообще оценивают ниже нормы. Жизненные перспективы довольно мрачные. Хулиганы пессимистичны.
Воры считают жизнь скучной и однообразной, на склоне лет предпочитают пассивность. От всех преступников их отличает более высокая оценка эстетических удовольствий и любви. Они более декларативно оценивают труд, полезность другим людям, альтруизм. Но жизнь вообще ими ценится ниже других преступников, желание жить выражено слабее, равно как и потребность в самореализации.
Интересные результаты. Если их развернуть в художественные образы, то могут получиться весьма любопытные типы. Любопытные и поучительные. В закоренелых злодеях никто из преступников себя не узнает. А в «очеловеченных» типах – как знать. Может быть, мы попали бы не в бровь, а в глаз?
Популярность детективной литературы огромна. Это хорошо, но это и тревожно. К сожалению, есть у нас люди, которые достаточно хорошо научились эксплуатировать популярность жанра.
Главная идея каждого детективного произведения – торжество справедливости.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.