Во имя человека завтрашнего дня
Роман Советской Эстонии последнего десятилетия еще ждет теоретического рассмотрения. Впрочем, боязнь, что это теоретическое отставание может прямо сказаться на развитии литературы, была бы, пожалуй, переоценкой роли литературной критики. Тем не менее изучение современного литературного процесса – одна из самых насущных задач. И мы вынуждены завидовать нашим южным соседям: литературная мысль развивается у них более плодотворно, да и по уровню литературной критики они заметно опережают нас. Бесспорно, например: в том, что литовский роман последних лет привлек к себе внимание всесоюзного читателя, сыграла определенную роль и литературная критика. О достижениях эстонских романистов этот читатель знает гораздо меньше. Возможно, что литовский роман сильнее эстонского. Но и в нашем романе последнего времени немало интересного.
Роман Советской Эстонии 60-х годов XX столетия. Нередко можно услышать сомнение: а есть ли вообще смысл в такого рода делении литературного процесса – на десятилетия. Конечно, в литературе любая граница условна, но литературный процесс того или иного десятилетия имеет свои отличительные черты, позволяющие и отдельные литературные явления рассматривать в некотором роде поэтапно, в их возникновении, развитии и исчезновении.
Подлинные творения искусства всегда связаны со своим временем, и это придает специфический облик литературе разных десятилетий, в том числе позволяет нам говорить о романе Советской Эстонии 60-х годов. Не как о чем-то, стоящем обособленно от романа предыдущего десятилетия, но как о явлении, которое имеет свои особые тенденции, содержит новые концепции и взгляд на жизнь и человека.
Если эстонский роман 50-х годов являлся преимущественно панорамным романом, который отличается емкостью, широтой охвата, многотемностью, то 60-е годы в первую очередь дали нашей литературе роман с острой социально-нравственной проблематикой. Лучшие произведения последних лет глубоко и серьезно анализируют современность, отношения человек – время – общество, уделяя основное внимание разностороннему изображению человека, но, конечно, не изолированно, а в неразрывной связи с общественными процессами, со своим временем. В этих произведениях, наряду со всесторонним анализом человека или, вернее, через него, вскрываются главные и наиболее существенные проблемы, связанные с развитием нового общества, с трудностями и противоречиями этого развития.
Литература не может проходить мимо этих противоречий, что в наблюдается в романе 60-х годов. В таких книгах, как «Происшествие с Андресом Лапетеусом» П. Куусберга, «Однокашники» В. Гросса, «Монумент» и «Усталость» Э. Ветемаа, «Посевы ветра» В. Илуса, и в ряде других их авторы глубоко и искренне говорят о назревших вопросах времени. Это произведения, которые по постановке проблем и глубине анализа многое могут дать и будущей литературе. В них мы найдем рельефное изображение эпохи, авторы понимают огромное значение обстоятельств, окружающих человека, но вместе с тем они весьма далеки от того, чтобы всю ответственность огульно сваливать лишь на противоречия и трудности времени. Авторы ратуют за общественную активность героя, ответственность каждого человека за происходящее.
В романе П. Куусберга «Происшествие с Андресом Лапетеусом» конкретные обстоятельства времени только довели до крайности все черты характера героя. В иных условиях, быть может, и не было бы краха Лапетеуса. Возможно, все переживания и сомнения Лапетеуса только временны – кризис пройдет, Лапетеус оправится от потрясений и снова встанет в строй. А может быть, он что-либо и переоценит в своих убеждениях. Во всяком случае, вряд ли он полностью переродится в другого человека.
П. Куусберг оставляет Лапетеусу два пути: возможность начать жизнь сначала или идти по уже проторенной дорожке. Э. Ветемаа в своем романе «Усталость» намного беспощаднее к своему герою Руубену Иллиме, который в былые годы, использовав выгодную ситуацию, выступил в печати с «разоблачительной» статьей против своего учителя, литературоведа Каррика. Руубен Иллиме поплатился за это полным распадом личности: бесконечное самобичевание, пьянство, нервная клиника – вот к чему он приходит. Лапетеус, попав в автомобильную катастрофу, становится физическим инвалидом, Иллиме – моральным. Хотелось бы подчеркнуть тот факт, что среди романистов Советской Эстонии П. Куусберг первым обратился к разработке нравственного конфликта в самом человеке. Вместо столкновений между героями хорошими и плохими, передовым колхозником и отсталым руководителем на первый план выступают внутренняя борьба человека, поиски им своего «я», его стремление понять себя, найти свое место в обществе.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.