Углубление концепции
Евгения Лизунова, Мастерство Мухтара Ауэзова, «Жазушы», Алма-Ата, 1968, 288 стр.
Широкому кругу питателей хорошо известен капитальный труд Б. Лизуновой о современном казахском романе. Ее новая книга посвящена мастерству М. Ауэзова. Автор исходит из мысли, что мастерство истинных художников слова отнюдь не складывается из суммы технических приемов, а зиждется на прочном фундаменте философско-эстетических воззрений писателя. Когда речь идет о мастерстве М. Ауэзова, представителя сравнительно молодой литературы, достигшего вершин мирового эстетического опыта, от исследователя требуется не только безукоризненная ориентация в «дебрях» его творчества, но и понимание общих закономерностей литературного развития, механизма взаимодействия литератур. Творческое наследие М. Ауэзова многогранно: он и рассказчик, и драматург, и публицист, но главная книга писателя – роман-эпопея «Путь Абая».
Е. Лизунова подходит к решению проблемы как бы издалека. Порою она не боится суховатого перечисления названий произведений и имен авторов. В книге приводятся многочисленные отклики о М. Ауэзове выдающихся деятелей литературы как у нас, так и за рубежом. Автор часто прибегает к параллелям и сопоставлениям произведений М. Ауэзова с литературными явлениями других народов. Но это отнюдь не скольжение по поверхности фактов. По мере углубления в книгу все более убеждаешься, что такой «академизм» не только оправдан, но и естествен в этой книге.
Ключевая позиция автора монографии определена в следующих словах: «Творческая мысль Ауэзова последовательно развивалась в сторону все более углубленного исследования выдвигаемого им художественного синтеза: человек – его история и современность. Не будничные настроения, а драматические переломы в сферах социальных и психологических интересовали его как художника с первых шагов творчества и до последних дней». Именно с этой позиции исследователь самым тщательным образом прослеживает основные этапы творчества М. Ауэзова, подвергая анализу наиболее важные произведения писателя, созданные им за сорок лет неустанной и целеустремленной литературной деятельности. Автор монографии, обращаясь к творческим исканиям писателя в ранний период, указывает на идейные заблуждения М. Ауэзова, выразившиеся в идеализации старины. Это были случайные, преходящие моменты в магистральной линии творчества писателя. Как верно замечает Е. Лизунова, «путь раннего Ауэзова – это путь реалиста, творчество которого оказало заметное воздействие на процесс становления нового метода на национальной почве».
Выявляя характерные черты его ранних рассказов, Е. Лизунова убедительно показывает, как постепенно М. Ауэзов овладевал искусством масштабного повествования. Конечно, не все произведения раннего Ауэзова рассмотрены с одинаковой подробностью и глубиной. Е. Лизунову привлекают больше всего те, которые стали своего рода перевалом на пути к эпопее «Путь Абая». Именно с этой точки зрения она скрупулезно анализирует повесть «Выстрел на перевале», лучшее ауэзовское творение малого жанра. Колоритная фигура Бахтыгула, центрального героя повести «Выстрел на перевале», скульптурно вылепленная М. Ауэзовым, — большой успех писателя в овладения художественным мастерством. Справедливо пишет Е. Лизунова, что М. Ауэзов в этой повести добился глубокого проникновения в характер героя, – умение, которое дало такой большой эффект в психологической обрисовке персонажей эпопеи «Путь Абая».
Автор верно отмечает, что М. Ауэзову было свойственно острое чувство перспективы, что в большинстве своих произведений он живо откликался на злободневные, животрепещущие проблемы современности. И это не было «сиюминутной» актуальностью. К решению проблем современности писатель готовился основательно, тщательно работая над стилем. Ради современности он «уходил» и в историю, – его эпопея об Абае была своеобразным мостом между историей и современностью, связавшим судьбы разных поколений.
В книге Е. Лизуновой дан обстоятельный анализ «Пути Абая», причем автор не повторяет того, что было сказано ею в прежнем труде «Современный казахский роман», она по-новому прочитывает книгу. Там шла речь о творческой истории романа, о поэзии Абая как главном истоке произведения, о взглядах М. Ауэзова на проблему современного романа. В новой книге исследователь идет дальше, вглубь, выдвигает на первый план анализ художественно-стилевой структуры произведения.
Как известно, М. Ауэзов ставил перед собой задачу создать исторически достоверный образ художника, раскрыть его психологию, передать специфическую «атмосферу» поэтического озарения. В таком монументальном создании, как эпопея «Путь Абая», в его многосложной художественной структуре очень трудно выделить что-либо в качестве определяющего, главного. Е. Лизунова с полным основанием делает в своем анализе упор на выявлении характерных черт психологизма М. Ауэзова. Она следит за мельчайшими деталями, из которых строятся художественные образы романа-эпопеи, показывает, какую эстетическую нагрузку в психологизме М. Ауэзова несет, казалось бы, внешнее описание – наружности героев, их облика, одежды и т. д.
В эстетической системе писателя важное место занимает национальная традиция, во многом определяющая поэтическую одухотворенность и эмоциональную насыщенность его образов. Но это, как убедительно показывает Е. Лизунова, не обветшалая, не рутинная традиция, а живая, «возрожденная», созданная на основе иных эстетических критериев, с новой системой образов. Так, например, символический образ волка, тесно связанный с казахской эпической традицией, в романе-эпопее обретает новый смысл, несет новое реалистическое обобщение.
Очень важным моментом исследования Е. Лизуновой следует считать то, что произведения М. Ауэзова вообще, «Путь Абая» в частности берутся не обособленно, а в тесной связи с многонациональной советской литературой, в соприкосновении с мировым опытом художественного слова. «Путь Абая» рассматривается в ряду романов таких писателей, как Ю. Тынянов, И. Новиков, Айбек, М. Шагипян, Р. Роллан, Т. Манн, Т. Драйзер.
Появление романа-эпопеи «Путь Абая» не могло не оставить своего ощутимого следа в казахской литературе. Масштабность и историзм художественного мышления М. Ауэзова расчистили путь к дальнейшему движению казахской прозы к широкому, эпическому воплощению жизни народа. И не случайно, как справедливо отмечает Е. Лизунова, именно в середине 50-х годов наблюдается активное стремление казахских романистов создать романы-трилогии; «Пробужденный край» Г. Мусрепова (написана первая книга), «Школа жизни» С. Муканова, «Яик – светлая река» Х. Есенжанова, две книги трилогии «Кровь и пот» А. Нурпеисова и др.
М. Ауэзов, как известно, был одним из неустанных и горячих поборников дружбы литератур народов СССР. В многочисленных исследованиях и литературных эссе М. Ауэзов проявляет особый интерес к проблемам общесоюзным, позволяющим осмыслить закономерности развития многонациональной советской литературы в русле социалистического реализма. В своих трудах он опирался и на опыт мирового искусства. Поэтому вполне понятно, что Б. Лизунова неоднократно возвращается к теме «Интернациональные связи литератур и Мухтар Ауэзов». Не секрет, что в изучении этой важной проблемы существует еще инерция узкопериферийного охвата материала. И здесь мы сталкиваемся с плодотворным анализом, точными наблюдениями автора.
Не все в работе Е. Лизуновой решено до конца, разработано с одинаковой глубиной и тщательностью. Налет торопливости и очерковости наблюдается в главе «Трагедии и комедии», – «театр» М. Ауэзова не получил достаточно глубокого освещения. Довольно поверхностной оказалась глава, посвященная публицистике. Не всегда четко сформулирована позиция автора в вопросе – народные традиции и мировой художественный опыт.
Как всякое серьезное исследование, книга Е. Лизуновой содержит полемические моменты, зовущие к научному спору, но именно к научному. Поэтому кажется странным появление рецензий не полемичных, а бездоказательных, предвзятых, разносных. Я имею в виду рецензию литературоведа А. Байтанаева на страницах газеты «Казах адебиети». Автор заявляет безапелляционно, что книга Е. Лизуновой – это просто «справочник», лишенный обобщающей мысли…
Среди работ о М. Ауэзове, появившихся в последние годы, книга Е. Лизуновой одна из самых удачных, ее характеризуют последовательность и убедительность концепции, широта и углубленность авторского взгляда.
г. Фрунзе