«Театр должен оставаться живым»
Мюнхенская газета «Ди Культур» поместила на своих страницах интересную статью критика Фрица Мартини «Театр должен оставаться живым. Заметки о современной драме» 1. Небольшая по своему объему статья ставит широкие проблемы – о перспективах театра.
Одна из главных мыслей Мартини – мысль о глубоком кризисе театрального искусства на Западе. Автор статьи говорит о «распаде ансамбля», «разрушении репертуара», «эклектической мешанине стилей в режиссуре», «растущем провинциализме», наконец о кризисе драматургии, где «применение экспериментов часто лишь очищает место субъективному произволу». «Нельзя избавиться от впечатления, – признается Ф. Мартини – что исторические процессы и события нашего времени вытеснили театр как форму актуального современного анализа… Театр потерял свое значение для общественной жизни… Решающее слово о современности уже не говорится больше со сцены… Драма, очевидно, утратила те претензии на ведущее положение, которое она занимала в течение столетий в европейской эстетике».
В своих поисках источника кризиса Ф. Мартини не удовлетворяется обычной для западной критики ссылкой на засилие радио и телевидения. Он ставит вопрос глубже. Развитие мирового театра, пишет Мартини, протекает сегодня под знаком тех новых возможностей в области театральной формы, которые были открыты Бертольтом Брехтом. Именно в Брехте критик видит крупнейшего новатора сцены, «со стилем которого, при всем разнообразии форм… связана современная французская, американская, ирландская драма». Целый ряд утвердившихся в драматургии приемов – появление на сцене певца или хора, комментирующих события, двуплановость актерской игры, позволяющая порой выйти из образа и взглянуть на героя со стороны, – связан с творчеством этого, по словам Мартини, «единственного большого драматурга наших дней, писавшего на немецком языке».
- »Die Kultur», 1959, N 123. [↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.