№5, 2024/Книжный разворот

С. И. Ч у п р и н и н. Оттепель как неповиновение. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 224 с.

DOI: 10.31425/0042-8795-2024-5-188-193

Новая «Оттепель…» Сергея Чупринина — продолжение исследовательского цикла, сформированного автором за последние несколько лет. В 2020 году вышла книга «Оттепель: События», отмеченная премией «Просветитель», через три года — «Оттепель: Действующие лица». Вместе с новой книгой составляется трилогия. Понятно, что за этими томами — годы исследований, а порой и расследований.

«…Неповиновение» включает в себя авторское вступление, шесть глав и указатель имен «Люди оттепели». Не в пример двум предыдущим фолиантам книга тонка, что никак не умаляет ее значения. Каждая глава — отдельный сюжет в истории периода оттепели, который Чупринин начинает отсчитывать с марта 1953 года, то есть со смерти Сталина (об этом говорится во вступлении), и заканчивает августом 1968 года, когда советские войска были введены в Чехословакию. За 15 лет в СССР произошли изменения, которые со временем привели, в числе прочих факторов, к краху Советского государства. Огромная заслуга Чупринина как повествователя — в умении показать, как «критическая масса» исподволь и постепенно накапливалась в сознании советских людей.

Жанр глав соотносим с новеллой: в каждой неожиданный финал. Казалось бы, его исторически не может быть — бюрократическая машина была в те годы еще слишком сильна, и поэтому конец любой истории предсказуем, неповиновавшихся ожидал крах. Однако бесславный конец историй — только один сюжетный слой. Не менее важны перипетии и боковые линии: их анализ основан на тщательно отобранном и скрупулезно выверенном фактическом материале. Они порой потрясают неожиданностью и абсурдностью. Обращают на себя внимание и содержательные названия каждой главы: Чупринин предпочитает повествовательную информативность и даже несколько драматургические ходы.

Именно таков первый заголовок: «»А мы просо сеяли, сеяли…» — «А мы просо вытопчем, вытопчем…» (От «идеологического нэпа» — к «великому расколу»)». Рассказ начинается с требования Г. Маленкова «»прекратить политику культа личности» — хотя пока не сталинской, а своей собственной»: «Опасные два слова <…> были выпущены на свободу» (с. 9). Последовали социальные изменения, общество закачалось волнами, будто в народной игре, пошли слухи о неких программах по снятию железного занавеса, в печати начали публиковаться стихи о любви. Министром культуры был назначен Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко, о котором писатели отзывались с большим уважением. На этом фоне возникла идея кооперативного издательства «Современник» (отсюда аналогия с нэпом) и некоего альманаха, «независимого или хотя бы полунезависимого» (с. 14) от партийных органов власти. Первый выпуск альманаха «Литературная Москва» вышел в 1956 году как подарок XX съезду партии — со стихами Ахматовой, заметками Пастернака, рассказом Гроссмана и другими материалами, непредставимыми в публикации еще три-четыре года назад. Во втором опубликовали Юрия Олешу и Марину Цветаеву… Оттепель шла вовсю: если до смерти Сталина в СССР имелось только пять литературных журналов («Звезда», «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «Сибирские огни»), то в 1955–1958 годах появилось еще больше десятка.

Во второй главе, «Альманашники: к истории «Литературной Москвы»», рассказывается о тех, кто был занят подготовкой и выпуском издания и принимал в нем участие — М. Алигер, А. Беке, В. Каверине, Э. Казакевиче, К. Паустовском, В. Тендрякове.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2024

Цитировать

Калмыкова, В.В. С. И. Ч у п р и н и н. Оттепель как неповиновение. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 224 с. / В.В. Калмыкова // Вопросы литературы. - 2024 - №5. - C. 188-193
Копировать