№1, 1959/Обзоры и рецензии

Новое собрание сочинений А. И. Куприна

Мало кому из предреволюционных русских писателей так не везло с изданием его сочинений, как Александру Ивановичу Куприну. За многие годы он встретился с одним-единственным настоящим издателем — заботливым, чутким, внимательным, болеющим за интересы писателя. Этим издателем был Горький, выпустивший первые книги Куприна в издательстве «Знание». Стоило Куприну отойти от «Знания», как он, оказался во власти издателей-коммерсантов, стремившихся только к наживе и для достижения своей цели не брезгавших никакими средствами.

В конце 1909 года один из таких дельцов-издателей — некий Стракун — выпустил в своем издательстве «Прогресс» седьмой том Сочинений Куприна, содержавший первую часть еще не завершенной тогда «Ямы» и незаконченный1 рассказ «В Крыму» («Меджид»). Том был издан настолько небрежно, с таким большим количеством ошибок и опечаток, что Куприн счел необходимым опубликовать письмо, в котором писал: «В свет вышла под моим именем нелепая и вдобавок безграмотная мешанина, под которой уже лучше бы подписался г. Стракун» 2. И такие случаи были не единичны.

В дореволюционную эпоху собрания сочинений Куприна выходили дважды — издательств А. Ф. Маркса (в виде приложения к журналу «Нива») и в «Московском книгоиздательстве». Качество этих изданий было весьма невысоко и дело заключалось не только в том, что оба они были далеки от полноты, хотя первое из них и называлось «полным», но в том прежде всего, что материал в них был расположен безо всякой системы и последовательности: ранние слабые рассказы нередко соседствовали со зрелыми, значительными, некоторые ценные произведения вообще отсутствовали, в то. время как было включено немало второстепенного и случайного. Самым же возмутительным было отношение издателей к текстам Куприна, печатавшимся крайне небрежно. Дошло до того, что в одном из томов Собрания сочинений, выпускавшегося «Московским книгоиздательством», в качестве купринского произведения был напечатан рассказ М. Арцыбашева «Пропасть», проникнутый мистикой и пессимизмом, столь чуждыми жизнеутверждающему творчеству Куприна.

Не лучше обстояло и с изданием произведений писателя в последние годы его жизни, когда он оказался за рубежами нашей родины. Близко знавший Куприна в последние годы его жизни литератор Н. Рощин свидетельствовал: «Знаменитый русский писатель жил в великой бедности, питаясь подачками тщеславных «меценатов», жалкими грошами, которые платили хапуги-издатели за его бесценные художественные перлы…» 3.

Только в Советском Союзе литературное наследие Куприна нашло ревностных и заботливых издателей. Еще в 1927 году Горький в одном из писем к И. Груздеву писал: «Хорошо, что начали издавать Бунина, Куприна, Шмелева…» 4. Десять лет спустя, когда Куприн еще только собирался в Советский Союз, Государственное издательство художественной литературы сдало в печать двухтомник избранных произведений писателя, вышедший в свет к моменту его возвращения на родину. Этим двухтомником было положено начало ряду других подобных изданий.

Особенно интенсивно стал издаваться у нас Куприн со второй половины 40-х годов. В 1947 году в Гослитиздате и Лениздате вышли два больших однотомника, за которыми последовало в 1953 году трехтомное издание, включавшее ряд ранее неизвестных широкому читателю произведений. Законченное в минувшем году шеститомное Собрание сочинений как бы подытоживает большую работу в этой области, проделанную за последние годы.

Необычайно широк круг произведений Куприна, вошедших в шеститомник. От первого юношеского рассказа «Последний дебют», появившегося в 1889 году, до последних печатных выступлений писателя — воспоминаний о Горьком и беседы о новой советской Москве, относящихся к 1937 году, — таковы границы почти полувекового творческого пути писателя, полно и разносторонне представленного в рецензируемом издании.

Читатель найдет почти в каждом из шести томов ряд произведений, которые никогда не входили ни в один из сборников Куприна и теперь впервые перепечатываются со страниц забытых газет и журналов. Это рассказы 90-х годов — «Воробей», «Игрушка», «Просительница», «Жизнь»; это произведения 900-х годов — «Хорошее общество», сатирические «Сказочки»; это очерки и рассказы, созданные на чужбине в 20-е и 30-е годы, — «Соловей», «Вальдшнепы», «Ральф», «Светлана» и др. Кроме того, в издание включено большое количество произведений Куприна, хотя и печатавшихся в зарубежных сборниках писателя, но советскому читателю до сих пор или совсем незнакомых (например, «Жанета»), или известных лишь в отрывках (например, роман «Юнкера»). Всего новое издание включает пятьдесят девять произведений, не входивших в прежние дореволюционные собрания сочинений. Все это говорит о том, как богато представлена в новом издании та часть наследия Куприна, которая до последнего времени была достоянием лишь узкого круга специалистов.

Большой заслугой составителей шеститомника следует признать их стремление дать тексты в наиболее точном, наиболее близком к окончательной авторской редакции виде. Некоторые рассказы Куприна, печатавшиеся даже в недавних изданиях Гослитиздата с произвольными редакторскими сокращениями (например, «Сашка и Яшка», «Царский писарь» и др.), даны в шеститомнике в полном виде. То же можно сказать о и повести «Яма», не переиздававшейся у нас в течение тридцати лет и известной до сих пор большинству читателей по наиболее распространенному до революции марксовскому изданию, где текст ее был изрядно препарирован.

Подбор произведений в шеститомнике почти не вызывает серьезных критических замечаний. Можно пожалеть лишь об отсутствии некоторых рассказов, представляющих несомненный интерес, но почему-то оставленных без внимания составителями. Таков, в частности, рассказ «Жрец», написанный в 1905 году и содержащий беспощадное сатирическое изображение представителей господствующих классов старой России. Упоминание об этом рассказе читатели могли найти во вступительной статье И. Корецкой к трехтомному Собранию сочинений Куприна, но ни в том, ни в нынешнем издании рассказ не нашел себе места.

Приходится пожалеть также, что составители шеститомника оставили, по существу, без внимания Куприна-юмориста, автора таких рассказов, как «Белая акация», «Лавры», «Марабу», «Мой паспорт», «О том, как профессор Леопарди ставил мне голос», «Пасхальные яйца», «Самоубийство» и др. Все эти рассказы при жизни писателя составляли отдельные сборники, включались автором в собрания сочинений. Правда, далеко не все они представляют интерес для современного читателя, но лучшие произведения этого цикла, расширяющие представление о Куприне как художнике, заслуживали быть помещенными в новом издании.

Значительно шире мог бы быть представлен в Собрании сочинений и Куприн-очеркист.

  1. А. И. Куприн, Собр. соч. в шести томах, Гослитиздат, М. 1957 — 1958.[]
  2. Газета «Рижские новости», 23 ноября 1909 года.[]
  3. П. Вячеславов, Собрание сочинений А. И. Куприна, Бюллетень «Новые книги», 8 июня 1957 года, N 23, стр. 31 — 32.[]
  4. Цитируется по вступительной статье Б. Михайловского к кн.: И. Шмелев, Человек из ресторана, Гослитиздат, М. 1957, стр. 14,[]

Цитировать

Афанасьев, В. Новое собрание сочинений А. И. Куприна / В. Афанасьев // Вопросы литературы. - 1959 - №1. - C. 221-227
Копировать