Новая монография о творчестве Пушкина
Б. Томашевский, Пушкин, книга первая (1813 – 1824), изд. АН СССР. М. – Л. 1956, 743 стр.
Выход в свет первой части давно ожидавшейся большой работы проф. Б. В. Томашевского о Пушкине – большое событие в советском пушкиноведении. Несмотря на огромное количество общих и частных исследований, посвященных творчеству великого поэта, немногие из них могут претендовать на такую полноту, точность, добросовестность и оригинальность исследования в сочетании с учетом всего ценного, что было накоплено до настоящего времени в литературе о Пушкине, какие мы находим в рецензируемой книге.
Что касается фактического материала, то работа Б. Томашевского не только подытоживает труд нескольких поколений исследователей, изучавших жизнь и творчество Пушкина, но и вводит в обращение множество новых фактов. В книге собран и систематизирован огромный материал, значительная часть которого взята из редких книг и периодической печати пушкинского времени, некоторые же факты, относящиеся главным образом к лицейскому и петербургскому периодам, извлечены из рукописных материалов и впервые стали достоянием науки.
Вполне уместным и очень ценным является включение в книгу подробного анализа программы лицейского преподавания, необыкновенно полной характеристики общества «Зеленая лампа», петербургского театра 1817 – 1820 годов, крупнейших актеров того времени, а также лицейских преподавателей, товарищей Пушкина я лицейских поэтов. Вместе с характеристикой политической обстановки материал этот создает широкий общественно-исторический фон, позволяющий лучше понять формирование и развитие творчества Пушкина.
В нескольких случаях автор убедительно отвергает факты, ранее считавшиеся бесспорными, и устанавливает путем тщательного анализа новые факты. Например, передатировка послания к Ф. Ф. Юрьеву (стр. 201); возвращение Пушкину эпиграммы на Н. М. Карамзина («В его истории изящность, простота…»), отвергнутой в большом академическом издании (стр. 225 – 226); новая расшифровка текста незавершенной элегии «Таврида», предложенная впервые Б. Томашевским еще в 1949 году (стр. 492 – 497); убедительное предположение, что так называемые «Заметай по русской истории XVIII века» могли служить введением к автобиографии, уничтоженной Пушкиным после восстания декабристов, и др.
Другим достоинством исследования Б. Томашевского является его научная оригинальность. Отнюдь не стремясь к обязательным «новациям» и почти никогда не забывая сослаться на работы своих предшественников, автор дает многочисленные новые сопоставления уже известных фактов, тонкие наблюдения, результатом которых является новый, в большинстве случаев убедительный анализ, позволяющий глубже и сложнее понять многие произведения Пушкина. Таков, например, анализ всего комплекса «крымских» стихов, политической лирики кишиневского периода, некоторых незавершенных произведений южного периода («Таврида», «Братья разбойники», «Заметки по русской истории XVIII века») и особенно южных позм.
Вообще анализ творчества Пушкина романтического периода является в целом (не говоря о некоторых опорных частных вопросах) лучшей частью книги. Рассматривая развитие Пушкина этих лет как движение к реализму, обнаруживая в его творчестве постепенное накопление тех элементов, которые приводят поэта к творческому кризису 1823 года, определившему переход от романтизма к реализму, автор в то же время подходит к романтизму Пушкина не с позднейшими нормами реалистической эстетики, а стремится раскрыть систему романтизма изнутри. Известная «незавершенность» характеристик героев, неразрешенность проблем, лиризм и отсутствие авторских «приговоров» – все это рассматривается не как «недостатки» в исполнении замысла, а как требование самой поэтической системы.
Очень тонко и убедительно автор раскрыл связь поэтической системы Пушкина тех лет с его философско-политическим мировоззрением, обнаружил политическое звучание в ту эпоху многих весьма далеких, с нашей точки зрения, от политики и общественной жизни проблем, поставленных в романтических поэмах, показал революционный характер романтизма Пушкина в целом, а не только в его политических стихах.
Верному и во многом новому пониманию южных поэм способствует тонкий анализ критических отзывов современников об этих поэмах, отзывов, впервые суммированных в книге Б. Томашевского с исчерпывающей полнотой. Этот анализ, с привлечением откликов самого Пушкина на журнальную критику, дает живое представление о том, как звучали и как воспринимались произведения Пушкина, когда они еще не стали классическими образцами, а были наполнены злобой дня. В ряде случаев это помогает уточнить подлинный замысел Пушкина и отбросить ошибочные толкования, навязанные позднейшими критиками. В частности, Б. Томашевский убедительно показывает, что весьма распространенная трактовка образа Алеко и отношения к нему Пушкина восходит к реакционной версии Достоевского-Незеленова (идея «разоблачения» Алеко с целью дискредитации революционной части русской интеллигенции 70 – 80-х годов) и не имеет ничего общего с замыслом поэта.
Важнейшим достоинством работы Б. Томашевского является ее строгая научная объективность, отсутствие авторского стремления приписать Пушкину свои мнения, навязать читателю ловко придуманную «концепцию», ограничиться в изложении фактов тем, что «устраивает» автора, и умолчать о тех фактах, которые почему-либо автора «не устраивают», или дать им хитроумное, но явно натянутое объяснение.
Наконец, следует отметить, что книга написана ясным и энергичным языком. Автор почти всегда предельно точно выражает свою мысль, не оставляя никакой возможности для двусмысленного толкования его выражений, избегая внешней красивости и ложной патетики.
В кратком предисловии автор так определил характер и задачи своего труда: «Настоящая работа представляет собой опыт изучения творческого развития Пушкина на протяжении всей его жизни… Своей задачей автор ставил раскрытие характерного для творчества Пушкина соединения оригинальности, свежести и новизны с постоянным изучением опыта предшественников и усвоением (а иногда и поглощением) результатов общего развития мировой и русской литературы. Творчество Пушкина является завершением всего предшествующего в русской литературе и началом новой эпохи в ее развитии.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1957