На подступах к теме
В. Рыжков, Художественная эпопея великой революции, Тульское книжное издательство, 1958, 149 стр.
В книге В. Рыжкова две основных главы; одна трактует об изображении народа, революционного движения масс в «Жизни Клима Самгина», другая посвящена образам большевиков в романе. Главы эти неравноценны по своим научным достоинствам и даже методологически в известной степени отличаются друг от друга; первая представляется нам во всех отношениях менее удачной.
Тема народа развивается в романе Горького по двум главным линиям: непосредственное изображение народной массы, преодолевающей патриархальные иллюзии и вступающей на путь революции, — и изображение идеологической борьбы вокруг вопроса о народе, о его судьбе, о его национальном характере. По мере того как развертывается повествование, все яснее и ощутимее становятся несостоятельность и фальшь буржуазно-либеральных, монархических, неославянофильских и прочих реакционных «теорий» о народе; все яснее и ощутимее становятся глубокая жизненность и историческая обоснованность ленинской точки зрения на широкие массы как на решающую, революционно-творческую силу.
К сожалению, В. Рыжкова мало интересуют философские и этические аспекты романа. Исследование, таким образом, приняло несколько односторонний характер. Но не в этом главная беда. Можно выделить одну сторону темы и разработать ее тонко. Главная беда заключается в самом подходе автора к искусству, в методологических основах многих его построений.
Общей предпосылкой плодотворного анализа явлений искусства должно быть отчетливое понимание того, что искусство — это особое, образное видение мира. Задача критики — раскрыть то новое, что дает нам художник, раскрыть всю полноту идейного содержания произведения, раскрыть идейно-художественную концепцию автора, короче говоря, весь духовный мир, воплотившийся в произведении. Постижение этого мира возможно только при обостренном внимании к слову, к поэтической форме — сюжету, композиции, языку, живописной и психологической детали, то есть ко всем неповторимым приемам или средствам, с помощью которых художник выражает свое видение жизни, исследует жизнь. Невнимательность критика к поэтической форме — это невнимательность к идейному содержанию произведения.
Автор рецензируемой работы, судя по всему, склонен понимать искусство и задачи критики совсем иначе. Искусство для В. Рыжкова не открытие, не мышление в образах, не исследование жизни, а преимущественно иллюстрация к определенным научным положениям. Что касается критики, задача ее состоит в том, чтобы зарегистрировать, взять на учет иллюстрации, изготовленные художником слова. Спешим оговориться: в ходе своего исследования В. Рыжков совершает известную эволюцию, становится, так сказать, эстетичней, в какой-то степени преодолевая узость своих отправных пунктов. Но в первой из основных глав нашло упрощенное, «иллюстративное» представление о связи искусства с идейной жизнью эпохи.
Чтобы раскрыть всю красоту и величие горьковской эпопеи, ее органическую связь с жизнью народа, ее боевую ленинскую партийность, надо подойти к этому произведению именно как самостоятельному, невиданному по масштабам художественному исследованию исторического процесса; надо вникнуть в художественную логику романа, весьма сложную, тонкую и мудрую. Надо уловить своеобразие стиля горьковской эпопеи, внешне спокойного, невозмутимого, но исполненного внутренней страсти. Надо скрупулезно рассмотреть все изгибы напряженной художественной мысли автора.
В. Рыжков предпочел двинуться более легким путем, соблазняющим многих критиков. Анализ строится по следующей схеме: кратко излагается какой-нибудь факт русской общественной жизни предоктябрьских десятилетий, подбираются соответствующие выдержки из трудов В. И. Ленина и затем констатируется совпадение рассказанного Горьким с теми сведениями, которыми мы располагаем по данному историко-политическому вопросу. «В. И. Ленин, — пишет автор работы, — допускал возможность временного союза с «легальными марксистами», но постоянно раскрывал их буржуазную сущность, разоблачал их попытки выхолостить из марксизма революционную душу — учение о диктатуре пролетариата, приспособить марксизм к нуждам буржуазии» (стр. 23). Дальше «иллюстрация» из Горького: «либеральный марксист» Прейс как раз и занимался приспособлением марксизма к нуждам буржуазии, а большевик Степан Кутузов разоблачал эти попытки Прейса.
Оппортунизм, как известно, приводил на практике к капитуляции перед реакцией, к уступкам зубатовщине. «Примером связи оппортунизма с зубатовской организацией может служить образ Гусарова», — поясняет В. Рыжков (стр. 24). Цитируется высказывание В. И. Ленина об эсерах как о представителях мелкобуржуазной интеллигенции, пытающихся присвоить себе результаты революционного движения. Далее констатируется, что Горький именно такими и показал эсеров (стр. 28). В статье «Гонители земства и Аннибалы либерализма» В. И. Ленин разоблачал тактику либералов. «Отражая этот исторический факт, Горький показывает в эпопее, как Кутузов с ленинских позиций громит буржуазных либералов», — продолжает В. Рыжков (стр. 29).
Автор работы порой просто забывает о романе, он излагает исторические факты сами по себе, возвращаясь к роману лишь для того, чтобы извлечь оттуда «наглядный пример». При этом нередко образы, созданные писателем, простодушно рассматриваются как реально существовавшие лица, мир художественного вымысла отождествляется с действительностью. Специфика искусства игнорируется. Исследование сводится к какому-то отчету о работе, проделанной героями романа. Например: «Огромную работу проводит Кутузов по объединению разрозненных марксистских групп в единую социал-демократическую рабочую партию. В провинциальном городе Елизавета Спивак и рабочий Дунаев вместе с другими членами партийного комитета создают подпольную типографию и возглавляют рабочую забастовку. В Москве Поярков ведет подготовку пропагандистов для рабочих кружков. Любаша Сомова налаживает связь с провинциальными марксистскими организациями, распространяет нелегальную литературу. Собирается первый съезд РСДРП. Выходит «Манифест Российской социал-демократической партии». Все это оказывает огромное воздействие на рост революционного движения» (стр. 21).
Не говоря уже о сухости, уныло регистраторском характере этого перечня, приходится удивляться тому, как беззаботно и поверхностно относится автор работы к сюжету романа. Ведь Кутузов, Любаша, Поярков, Спивак изображены, показаны Горьким, они обрели всю полноту существования, они живут пред нами. А непосредственного изображения первого съезда РСДРП в романе нет. Правда, этот исторический факт как-то отразился в эпопее. Но как именно? В. Рыжков этого не выясняет. Он ограничивается «справкой», в которой факты, вымышленные художником, поставлены в один ряд с историческими фактами, и работа Любаши Сомовой оказывает на революционное движение такое же воздействие, как и возникновение социал-демократической партии!
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.