Краски мира
Азербайджанская поэзия завоевывает все более широкий круг читателей за пределами республики. 1964 год был в этом отношении очень интересным и плодотворным. В Москве, в издательстве «Советский писатель», вышли сборники О. Сарывелли «Именем твоим», Б. Вагабзаде «Высота», молодого поэта Халила Рзы «Настоящая любовь». В Баку – большая книга стихов Наби Хазри «Когда мне сорок». Циклы стихов Расула Рзы, Н. Хазри, С. Рустама публиковались на страницах союзных и республиканских газет.
В азербайджанской поэзии происходит тот же процесс, что и во всей советской: она становится все богаче и многообразнее по содержанию, смелее в поисках новых художественных средств.
Читателю запомнились стихи молодых поэтов – Джабира Новруза («Дружба народов» и «Нева»), «Ленин отдыхает» Тофига Махмуда, цикл стихов Фикрета Садыга, опубликованный в «Комсомольской правде» и удостоенный премии газеты, поэма Рамиза Гейдара «Я Ленина вижу», посвященная выдающемуся советскому кинооператору Эдуарду Тиссэ («Звезда»).
Разные поэты, каждому из них свойственно индивидуальное поэтическое видение, у каждого – свои раздумья о жизни. В коротком выступлении нет возможности рассказать о всех этих произведениях. Мне хотелось бы поговорить подробно лишь о последних стихах Расула Рзы, потому что с точки зрения освоения новых форм (о чем часто идет речь в сегодняшних спорах о советской поэзии) его поиски мне представляются очень плодотворными. Хотя в цикле стихотворений «Краски» не все удачно, однако произведения эти дают интересный материал для суждений об актуальной проблеме свободного стиха. Надо ли напоминать, что поиск, который ведет Расул Рза проливает свет на некоторые процессы, совершающиеся сегодня в азербайджанской поэзии.
Мы уже привыкли к имени Расула Рзы прибавлять слово новатор. Новаторство его не только и не столько в новизне формы, поэтического строя. Новая форма необходима поэту потому, что взгляд его устремлен к не освоенным поэзией явлениям действительности и внутренней жизни человека.
Для всего творчества Расула Рзы, начиная с 30-х годов, характерно стремление новыми поэтическими средствами воспеть новый строй и современного человека. Меняется, движется время – меняются и формы поэтического освоения современности. Поиски Расула Рзы сегодня близки тем эстетическим исканиям, которые характерны и для творчества Хикмета, Незвала, Неруды.
Цикл стихов «Краски», казалось бы, опровергает сложившиеся уже представления об индивидуальности поэта. Этот цикл опубликован в переводах на русский язык в еженедельнике «Неделя» (1964, N 16), в переводах на чешский язык – в журнале «Светова литература» (1964, N 4, Прага). Когда эти стихи впервые были напечатаны в республике, разгорелся спор. Многие выражали чувство недоумения, и раздались даже голоса, провозгласившие, что эти стихи формалистические. Эта критика в основном исходила со стороны тех литераторов, которые довольно цепко держатся за привычные, а порою уже и просто устаревшие поэтические формы. Они не стремились проникнуть во внутренние, обусловленные содержанием мотивы, которые диктовали поэту необходимость обращения к новым изобразительным средствам. Они связывали ассоциации лишь с произвольно-субъективными ощущениями поэта или с влиянием упоминающихся в стихах представителей импрессионизма в живописи и музыке – Дега, Сезанна, Дебюсси.
Чтобы быть предельно беспристрастным, отметим с самого начала, что порою действительно некоторые поэтические ассоциации кажутся необязательными. В самом деле, если можно принять сравнение зеленого цвета с пейзажами Сезанна или голубого – с Дега, то сравнение ноктюрна Дебюсси с желтым лишено необходимой для искусства обязательности.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.