Хроника
ОБСУЖДЕНИЕ РАБОТ КИРГИЗСКИХ КРИТИКОВ И ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ
В дни киргизской декады Союз писателей СССР совместно с Институтом мировой литературы имени А. М. Горького провел обсуждение работ киргизских критиков и литературоведов. На обсуждении были представлены книги К. Асаналиева о Т. Сыдыкбекове, Д. Самаганова «Горький и киргизская литература», М. Борбугулова «Путиразвития киргизской советской драматургии», работы С. Дароняна «Творческий путь Т. Сыдыкбекова» и «Драма о народном акыне», А. Салиева «Некоторые мысли о поэзии А. Токомбаева», Б. Керимжанова о поэзии Д. Баконбаева, статьи К. Бобулова «Заметки о критике», Ш. Уметалиева и другие труды критиков и литературоведов.
Открывая обсуждение, председательствующая Л. Скорино выразила надежду, что эта встреча будет полезной для обоих сторон: для тех, кого обсуждают, и для тех, кто будет выступать. Она обогатит представлениемосковских критиков и литературоведов о состоянии киргизской литературы и, несомненно, положительно скажется на дальнейших связях двух литератур — русской и киргизской.
М. Шкерин, разбирая книгу К. Асаналиева о Т. Сыдыкбекове, отметил, что автор глубоко разработал вопрос становления и развития киргизского художественного литературного творчества от его устных форм к письменным и затем к самым сложным — драме и роману. Выступающий положительно оценил разговор о диалоге, имеющий место в книге. Однако, дав в целом положительную оценку работе К. Асаналиева, он остановился и на ее недостатках. К их числу критик относит слабую разработку проблемы характера, некоторую сухость в изложении, «дурной академизм». Последний недостаток, по мнению М. Шкерина, свойствен и работе С. Дароняна о Т. Сыдыкбекове. Докладчик полемизировал с К. Асаналиевым по ряду конкретных положений его книги, критиковал С. Дароняна за бездоказательность некоторых утверждений.
В. Дементьев посвятил свое выступление ряду журнальных статей А. Салиева, Д. Самаганова, Ш. Уметалиева, в которых рассматриваются вопросы киргизской поэзии. Оратор положительно оценил разговор о реализме в поэзии, содержащийся в этих статьях. Он отметил, что в них проведен умелый анализ реалистических поэтических образов в их соответствии с традиционными образами и сравнениями киргизской поэзии. Однако, по мнению В. Дементьева, к такому предмету, как поэзия, надо относиться взволнованнее, эмоциональнее. Такое отношение в какой-то мере свойственно, например, статье Д. Самаганова о поэтессе Джескасгановой.
Проблеме традиций уделил главное внимание в своем выступлении Г. Бровман, Он считает, что в книге К. Асаналиева этот вопрос решается недостаточно конкретно. Автор часто прибегает к самым общим, ничего не дающим сопоставлениям творчества Т. Сыдыкбекова с творениями русских советских писателей, к очень бездоказательным параллелям. «Нельзя, например, утверждать, — сказал Бровман, — что живость диалога — это то, что связывает Т. Сыдыкбекова с Гоголем. Такое сравнение, по существу, ничего в себе не содержит — оно слишком суммарно».
Он призвал к более углубленной постановке проблемы традиций и новаторства в киргизской литературе.
М. Фетисов отметил быстрый рост киргизской литературы вообще и литературной критики в частности, которая за короткий срок оформилась, выросла профессионально и играет большую роль в национальном литературном процессе. Оратор высказал свое несогласие с рядом утверждений М. Шкерина и Г. Бровмана. Так, например, по его мнению, в книге К. Асаналиева о Т. Сыдыкбекове нет «академического спокойствия», о котором говорил М. Шкерин. М. Фетисов считает ее живой, взволнованной. Автора этой работы скорее всего можно упрекнуть в том, что он ограничил себя в постановке проблем мастерства писателя и не сделал большее в этой области. М. Фетисов не считает, подобно Г. Бровману, что К. Асаналиев только восхваляет писателя, он находит в этой работе и немало критических страниц. На его взгляд, критик должен подчеркивать успехи писателя. Далее он вводит в круг обсуждения книгу Д. Самаганова — о влиянии Горького на киргизскую литературу, о переводах произведений Горького на киргизский язык и т. д.
Выступление Ю. Борева было в основном посвящено работам о киргизской драматургии: книге М. Борбугулова «Пути развития киргизской советской драматургии» и статье С. Дароняна «Драма о народном акыне». Положительной стороной работы М. Борбугулова он считает широкий охват материала не только драматургии, но и истории киргизского народа, что позволило проследить связь творчества драматургов с жизнью народа. Однако автору не хватает чувства масштаба, дистанции: в книге нет сопоставлений киргизской драматургии с драматургией других народов, с драматургией мировой, — говорит Ю. Борев. Вторым недостатком книги он считает отсутствие «больших выходов в теорию», теоретических суждений по затронутым вопросам.
В. Соколов говорил об ответственности критики за развитие литературы, особенно таких литератур, которые, как киргизская, оформились совсем недавно. В связи с этим он остановился на романе Т. Сыдыкбекова «Люди наших дней» как самом значительном явлении в киргизской литературе. В. Соколов считает, что теперь, когда прошло двенадцать-тринадцать лет со времени написания романа, следует взглянуть на него свежими глазами, увидеть те его недостатки, которых критики не замечали раньше. Это поможет киргизской литературе более успешно двигаться вперед. В. Соколов находит ряд психологических недостоверностей в «Людях наших дней», мимо которых прошли его исследователи. Далее он критиковал статью Д. Самаганова о романе Н. Байтемирова «Молодые сердца» за отрыв тематического анализа произведения от анализа художественного, за требование «иконописного» героя, лишенного недостатков.
А. Эдельман, в целом положительно оценивая работу М. Борбугулова по киргизской драматургии, считает, что в ней недостаточно отражен первый, самый ранний период развития киргизской драматургии и театра, в который входят самодеятельные драматические коллективы первых лет советской власти в Киргизии. Кроме того, А. Эдельман ставит вопрос о более углубленном изучении связей киргизской драматургии с театром других народов, близких по языку, — татар, казахов, и т. д. Оратор не согласен с оценкой М. Борбугуловым пьесы К. Джантоева «Токтогул», считая, что в статье С. Дароняна «Пьеса о народном акыне» дается более верная ее трактовка.
З. Османова в своем выступлении дала высокую оценку книге Д. Самаганова «Горький и киргизская литература». На ее взгляд, наиболее плодотворна тенденция автора связать влияние Горького с развитием художественных стилей киргизской литературы, со становлением ее художественного метода. З. Османова подчеркивает, что в разработке подобных тем надо учитывать всю сложность живых литературных процессов, многосторонность взаимосвязей литератур различных народов.
Р. Бикмухаметов главное внимание уделил сборнику работ киргизских критиков, недавно вышедшему в Киргизии. Он высоко оценил статью Укаева о писателе Кусен Эсен Кожаеве, статью Ш. Уметалиева об А. Османове и другие. Он отметил, однако, что сборник критических работ беден в жанровом отношении — он весь состоит из критико-биографических очерков. По его мнению, одна из главных задач киргизской критики и литературоведения — дифференциация проблем, расширение задач, тематическое и жанровое их обогащение. Нельзя ограничиваться лишь критико-биографическими очерками, надо уделять внимание стилистике, поэтике, художественной форме.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.