Фельетоны
КАК НАДО ЦИТИРОВАТЬ?
Критик не может не цитировать. Это – аксиома. В руках опытного критика цитата – могучее оружие, а у кое-кого даже основной метод критического творчества. Но будем откровенны – в цитировании у нас еще господствует стихийность и эмпиризм. Ведь не секрет: есть еще такие критики, которые цитируют не то, что нужно, не так, как нужно, и не тогда, когда нужно. Конечно, было бы явным преувеличением утверждать, что среди современных критиков нет талантливых мастеров цитаты. Нет, они, бесспорно, есть, и их творческий опыт заслуживает всяческой поддержки.
Наблюдения над современной литературной критикой позволили мне классифицировать цитаты. По моей схеме цитаты различаются:
1) по их идейно-художественному качеству (цитаты своевременные и несвоевременные, свежие и трафаретные, новаторские и устаревшие, реалистические и антиреалистические, обязательные в случайные и т. д.);
2) по распространенности (популярные, модные, дежурные, бродячие, первородные или девственные и т. д.);
3) по художественному оформлению (цитаты в кавычках и без, скрытые, обрезанные, препарированные и пр.);
4) по их функции.
Поскольку классификация по этому признаку является наиболее сложной, рассмотрим ее детальнее.
По своей функции цитаты разделяются на две основные группы: а) цитаты аргументационные и б) цитаты орнаментальные.
Аргументационные цитаты в свою очередь разделяются на три подгруппы:
1) позитивные цитаты, то есть те, которые должны доказать высокое художественное качество цитируемого произведения;
2) негативные, функция которых противоположна;
3) авторитетные, цель которых утвердить мысль критика ссылкой на соответствующий авторитет (ведущего критика, гения литературы, светоча науки). Примечание: цитаты авторитетные могут выступать как в позитивной, так и в негативной функции.
Промежуточное место между цитатами аргументационными и орнаментальными занимают так называемые комплиментарные цитаты. Последние вводятся в текст с целью доставить удовольствие цитированному автору (например, вашему приятелю, руководителю учреждения, где вы работаете, редактору журнала, где вы печатаетесь, и т. д.).
Большое распространение получили в наше время орнаментальные цитаты. Чтобы понять, что это такое, достаточно прочитать хотя бы рецензию А-а М-ого на стихи одной Начинающей поэтессы, украшенную цитатами из Аристотеля, «Панчатантры», Иоанна Златоуста, Монтеня, Джойса, акад.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.