№1, 1978/Публикации. Воспоминания. Сообщения

Дм. Фурманов о мемуарной литературе, посвященной гражданской войне. Вступительная заметка и публикация А. Кацева

Революция и гражданская война явились неисчерпаемым источником для советской литературы. Известно, что овладение и осмысление жизненного материала шло взаимосвязано в документальных и художественных жанрах. Это наложило соответствующий отпечаток на весь литературный процесс первой половины 20-х годов. Для литературы этого периода особенно характерно бурное развитие различного рода воспоминаний и мемуаров, которое было вызвано в первую очередь тем, что, по определению К. Федина, «множество людей взялось за перо после войны и революции, побуждаемое… потребностью осмыслить жизненный опыт, хотя редко сознавая природу своих побуждений, особенно при столкновении с высокими требованиями искусства» 1. Критика уже в начале 20-х годов констатировала: «Мы стоим у истока реки, которая обещает быть многоводной, – реки воспоминаний… Уже в настоящее время (начало 1921 года. – А. К.) мемуарная литература о Великой Русской революции может быть исчислена десятками книг и брошюр» 2.

С этой точки зрения интересна творческая практика Дм. Фурманова, художественное наследие которого выросло из публицистики, очерков, дневников и т. п.

Многие статьи, рецензии писателя остались в периодике 20-х годов, не собраны воедино и не переиздавались, хотя, как показывает анализ, именно в них формировались принципы воссоздания действительности, характерные для его художественных произведений.

Фурманов, занимаясь литературным трудом, постоянно интересовался различными документальными книгами, посвященными гражданской войне. Его недаром называли летописцем гражданской войны, и не только за повести и романы, но еще и потому, что он периодически рецензировал различные документальные книги, появлявшиеся в то время. Откликаясь на выход в свет хрестоматии «Гражданская война в художественной прозе», Фурманов подчеркивал, указывая на просчеты составителей книги: «…не использован вовсе материал, писанный «белою» стороной…» 3. Сам же писатель скрупулезно анализировал книги разных авторов, утверждая, что «исторические очерки – не повести, не рассказы; тут вымысла, недоговоренностей или перебарщивания быть не должно» 4. Обращает на себя внимание предисловие Дм. Фурманова к вышедшей в 1924 году книге бывшего врангелевского генерала Я. Слащова, в котором характеризуется личность Слащова, его деятельность в Крыму, рассмотрена политическая позиция генерала и в связи с этим – место его книги среди различных документальных работ о гражданской войне.

Фурманова интересует факт осознания одним из видных руководителей белого движения своей исторической вины и процесс духовного перерождения человека под воздействием революции. Писатель обращает особое внимание на эти вопросы в своем предисловии, предваряющем книгу Слащова «Крым в 1920 г.» 5. Написанию этого предисловия предшествовала одна из самых крупных рецензий Фурманова «Краткий обзор литературы (непериодической). О гражданской войне (1918 – 1920 гг.)», где среди других материалов по истории этого периода писатель разбирал книгу Слащова «Требую суда общества и гласности (Оборона и сдача Крыма). Мемуары и документы» (Константинополь, 1921). Эту работу Фурманов охарактеризовал «горемычно злобной исповедью», в которой автор «ядовитой слюной обиженного карьериста плюет… в лицо барону (Врангелю. – А. К.), своему недавнему повелителю», но, наряду с этим, подчеркивал, что в ней «имеются всяческие донесения, рапорты, проекты и соображения, цифровые данные по разным вопросам, различные таблицы…», что «по книжке Слащова мы можем видеть, какой степени достигло к тому времени разложение среди врангелевского офицерства, как оно трусливо и недостойно держалось даже за такими неприступными укреплениями, какими считались Перекопские» 6. В этой же статье Фурманов, анализируя различные работы о гражданской войне, обращает внимание на тот факт, что «История Красной гвардии», хотя бы в самом сжатом виде, еще не написана. А писать ее надо теперь же, пока живы участники; без них, да без материалов – документов, что будет за история?». «В гражданской войне не может быть бутафорского, мишурного блеска – она проходит в условиях нищеты, жестокости и всех тяжких спутников решительной схватки двух борющихся на смерть классов» 7.

Писатель отмечает прямую зависимость между политическими заблуждениями и нравственной ущербностью белогвардейцев. С этих позиций он анализирует в предисловии к книге Слащова различные воспоминания, написанные теми, кто сражался в Крыму. Фурманов в сжатой форме излагает свои мысли по поводу данных работ, которые более подробно он разбирает в специальных рецензиях, появившихся в 1923 – 1924 годах. Так, вместе с рассматриваемой в предисловии книгой Г. Раковского «Конец белых» 8 писатель рецензирует его работу «В стане белых» 9, – при чтении их, по его словам, «проникаешься уверенностью в неизбежности гибели белой армии» 10. А об упоминаемых в предисловии воспоминаниях Г. В. Немировича-Данченко Фурманов в одной из сеоих рецензий писал: «Книжка Немировича, это – очередное воздыхание белогвардейского писателя о постигших Россию несчастьях, в виде организации советского строя, изгнания буржуазии с командующих высот и т. д. и т. д….Невыносимо скучны эти талантливые писатели и бесталанные политики, когда они с ребяческой смелостью подходят к разрешению исторических проблем, не уясняя ни на грош основы дела… Что ему (Немировичу-Данченко. – А. К.) действительно удалось – так это описание панического бегства и погрузки на суда». И как вывод: «О книжке много говорить не следует – нового она ничего не дает, а всем известное пережевывает с тошнотворной скукой» 11. Подобным работам Фурманов противопоставляет такие, как, например, сборник «Антанта и Врангель», который он высоко оценил, потому что: «Десять статей, вошедших в этот сборник, дают полное и разностороннее представление о том, чем был Крым в 1920 году», «В нашей небогатой литературе о врангелевщине он (сборник. – А. К.) сразу занимает видное место.

  1. Конст. Федин, Горький среди нас. Картины литературной жизни, «Молодая гвардия», М. 1967, стр. 50.[]
  2. Вяч. Полонский, Искатели объективной истины, «Печать и революция», 1921, кн. 2, стр. 15.[]
  3. »Печать и революция», 1925, кн. 5 – 6, стр. 529. []
  4. Дм. Фурманов, Краткий обзор литературы (непериодической). О гражданской войне (1918 – 1920 гг.), «Пролетарская революция», 1923, N 5 (17), стр. 327.[]
  5. Я. Слащов, Крым в 1920 г. Отрывкииз воспоминаний. С предисловием Дм. Фурманова, ГИЗ, М. – Л. [1924].[]
  6. »Пролетарская революция», 1923, N 5 (17), стр. 340 – 341. []
  7. Там же, стр. 322, 326 – 327.[]
  8. Г. Н. Раковский, Конец белых. От Днепра до Босфора (Вырождение, агония и ликвидация), «Воля России», Прага, 1921[]
  9. Г. Н. Раковский, В стане белых (От Орла до Новороссийска), Константинополь, 1920.
    []
  10. «Пролетарская революция», 1923, N 5 (17), стр. 340.[]
  11. И. К., Г. В. Немирович-Данченко. «В Крыму при Врангеле». Берлин, 1922, 117 стр., «Пролетарская революция», 1924, N 1 (24), стр. 261 – 262.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1978

Цитировать

Фурманов, Д. Дм. Фурманов о мемуарной литературе, посвященной гражданской войне. Вступительная заметка и публикация А. Кацева / Д. Фурманов, А. Кацев // Вопросы литературы. - 1978 - №1. - C. 173-184
Копировать