Выпуск №1, 2025

Заметки, записки, посты

В наступившем году завершается первая четверть XXI века. Мы предложили нашим авторам – поэтам, писателям, критикам – взглянуть на литературный пейзаж глазами будущего историка литературы. На что мы, современники событий, порекомендовали бы ему обратить внимание? Что представляется нам интересным и важным?
В ответах звучали слова сожаления о разобщении, разумеется неизбежном, литературного поля – и благодарности тем, кто стремился объединить его. В этой связи речь не могла не идти об АСПИР — Ассоциации союзов писателей и издателей России…
Когда мы составляли вопросы и получали ответы на них, официального объявления о закрытии АСПИР еще не было. Мы не могли знать, что предлагаем подвести итог деятельности организации, о которой наши авторы говорят в настоящем и в будущем времени. Мы не сочли возможным править вопросы или ответы.
Учитывая многообразие проектов Ассоциации, ее географический размах и сотрудничество с самыми разными литературными институциями, трудно назвать другое объединение, сделавшее бы больше для современной литературы в последние годы. Встречи в библиотеках, музеях, поддержка толстых литературных журналов, проекты книжных издательств, школы писательского мастерства… Пожалуй, самым важным здесь было именно ощущение единства поверх барьеров и убеждение, что – несмотря на неизбежные стилистические, поколенческие и идеологические разногласия – работа в пространстве современной русской литературы может вестись плодотворно и сообща.
Однако литературный, как и исторический, пейзаж меняется стремительно. Мы постарались зафиксировать уходящий момент – с точки зрения «человека в пейзаже», точнее – нескольких человек, каждый из которых предлагает свою «точку сборки» для разговора о современности и современной литературе.
1. Какие «события литературы», произошедшие в первой половине 2020-х, представляются вам важными: что радует, что вызывает сожаление?
2. Каких книг, по вашему мнению, современной литературе недостает? О чем вы хотели бы прочитать?
3. Люди, далекие от литературного мира, часто недоумевают, кто он вообще – современный писатель. Как бы вы им ответили? В какой манере и в каком колорите может быть написан сегодня портрет писателя, критика или поэта?
4. Чего вы ждете от литературы второй половины 2020-х?
5. На что в литературе начала XXI века вы бы рекомендовали обратить внимание ее будущему историку?